Юрий Мазнев - По родному краю и вокруг света

Маршрутные схемы

Полезные советы

МазневТур – вокруг света поэтапно - Непал

Треккинг к Эвересту (продолжение 2)

1 ноября, суббота.

Дингбоче (4 410) – пик Нагарт-Санг (5 083) – Дингбоче (4 410).

С целью адаптации организма к предстоящим высотам и проверки снаряжения руководитель принимает решение сегодня ночью совершить восхождение на ближайший пик Нагарт-Санг.

Подъем в 3 часа. Холодно и ветрено. Кутаемся в пуховки, капюшоны, перчатки и при свете налобных фонариков начинаем медленно подниматься вверх.

Серпантинная тропа, местами осыпная и очень крутая, дается с трудом. Но все-таки к восходу солнца первые из нас уже были наверху.

Вдали засветились верхушки гор, а вскоре и до нас дошли первые лучи, и яркий диск солнца ослепил глаза.

Наносим на лицо крем от загара, надеваем очки и начинаем фотографировать горы и наших друзей. Вслед за руководителем Романом и Алексеем Долгих показываются Людмила Чернышова, Ольга и Виталий Корчагины, Дмитрий Полозин, Ирина Фирсова, Анатолий Аникеев. Все в сборе, довольные и радостные. Над головами трепещут разноцветные флажки с мантрами. Некоторое время прогуливаемся по отрожку, подкрепляемся шоколадом, печеньем и чаем.

На обратном пути я решил «тряхнуть стариной» и спускаюсь вместе с Алексеем бегом. Через час мы были в лоджии.

Возвратившись, принялся разыскивать своего племянника Алексея, который по моим расчетам мог оказаться в это время как раз здесь. И я не ошибся. К вечеру в одной из лоджий я нашел его в кругу друзей-альпинистов Миши, Жасмин и Риты. Они только что вернулись с восхождения на Исланд Пик (6 190) и пребывали в хорошем настроении. Мы познакомились, а потом с Аликом ходили в долину собирать барбарис для чая. Он рассказал о своем путешествии в районе массива Аннапурны и ближайших планах, я ему – о новостях в родном селе Поим. Договорились, что после восхождения на гору Кала Патар я присоединюсь в селении Лобуче к его группе и пройду весь маршрут с ними.

2 ноября, воскресенье.

Дингбоче (4 410) – Лобуче (4 930).

Сегодня наша группа вышла на маршрут с потерями. Плохо себя почувствовал Анатолий Аникеев и вынужден был идти вниз. Обнаруживаются болячки и у других: утомление, плохой сон, головная боль. У меня после вчерашнего бега болят голени. Мы идем вдоль реки Лобуче Кхола, и тропа через полтора часа выводит нас к конечной морене ледника Кхумбу.

Остается позади селение Тугла (4 600). На широкой площадке перед ступой делаем привал. Здесь нет растительности. Солнце палит, но спрятаться некуда.

Ледник Кхумбу, протяженностью около 10 км, берет начало на высокогорном плато (6 500), которое окружено тремя горными гигантами: Эверест (8 848). Лходзе (8 511) и Нуптце (7 896).

По каменистой тропе, проложенной выше ледника, медленно (2,5 ч) поднимаемся до селения Лобуче.

Устраиваемся в удобной лоджии среди горных морен.

Сил уже не осталось, но для лучшей акклиматизации совершаем подъем на соседнюю гору (5 300). Через полчаса возвращаемся. Кажется, немножко полегчало.

3 ноября, понедельник.

Лобуче (4 930) – Горак Шеп (5 180) –

Вершина Кала Патар (5 550) – Горак Шеп (5 180).

Прерывистый сон. Не хватает воздуха. Как только начинаешь задыхаться, тут же просыпаешься. Голова не болит. Мышцы ног после натирания специальной мазью отошли от боли.

Вот в таком состоянии я отправляюсь на последний отрезок пути к Эвересту. С утра холод, затем теплеет, солнце пригревает. Постепенно снимаем пуховки, шапочки, жилетки, свитера.

Тропа забита туристами, следующими в противоположных направлениях. Ещё большие препятствия создают яки, груженные снаряжением туристов, продовольствием для приготовления пищи в вышерасположенных лоджиях.

Здесь другие яки, более крупные и мощные, с длинной шерстью, свисающей до самой земли. Когда они идут, туристы должны освободить им дорогу, а то чего греха таить, они могут столкнуть в пропасть. Питаться им почти нечем, кроме сухого мха ничего нет. Поэтому погонщики подкармливают их кукурузой.

Сначала тропа несложная, пересекает ряд ручьёв, но затем начинается подъём, причём по средней осыпи. Приходится передвигаться по камням, что намного сложнее.

Где-то посередине перехода Дмитрий, пропуская яков, оступился и повредил голеностоп. Хромая, в сопровождении проводника, он еле добрался до Горак Шеп. Мы же прошли весь участок за 2,5 часа, поднявшись вверх ещё на 250 м.

Горак Шеп, можно сказать, конечный пункт перед восхождением на Кала Патар или к переходу к базовому лагерю «Эверест». Он представляет собой несколько лоджий, одна из которых наша. Столовая расписана яркими красками на тибетские мотивы.

Только расположились попить чай, как слышим шум вертолёта рядом на песчаном плато. Высыпали посмотреть, что там делается. Группа альпинистов несет осторожно носилки с пострадавшим к погрузке. Как потом нам сказали, один из их товарищей сорвался при спуске с вершины Пумори (7 145), и его срочно доставили сюда.

Вертолёт набрал обороты винтов и в окружении столбов пыли быстро поднялся вверх. Пришлось убегать от песчаных вихрей и летящих пустых коробок и ящиков в сторону.

Но не всегда случается спасти альпинистов, попавших в беду. Многие погибают там наверху, и этому свидетельствуют памятные таблички и пирамиды камней, установленные на тропах у подножий, манящих к себе молчаливых исполинов. Особо остро приковано внимание всех людей к самому великому из них – Эвересту (Сагарматха, Джомолунгма) – макушке мира (8 848).

Вот и мы, оказав медицинскую помощь Дмитрию (тугая повязка и обезболивание) и немного отдохнув, ринулись на небольшую, по сравнению с Эверестом, вершину Кала Потар (5 550 м), расположенную напротив, чтобы рассмотреть, как можно ближе, во всех изгибах и линиях эту гигантскую пирамиду.

Тропа крутая, разбитая, с множеством «живых» камней, дается с трудом. Среди вереницы одиночек, группок поднимающихся и спускающихся людей, наших туристов разглядеть трудно. Впереди поднимается наш руководитель Игорь, за ним – Долгих, отец с сыном, далее с разными интервалами остальные, завершают нашу группу превозмогающий боль в ноге Дмитрий, уставшая Людмила и сопровождающий – наш проводник Ганга. Идём тяжело, прерывисто дыша, один час, другой час. Останавливаемся, чтобы восстановить дыхание, и снова движемся вверх, поглядывая на темный и грозный Эверест.

И вот, наконец, показались гирлянды разноцветных флажков и стальные конструкции метеостанции наверху, куда мы неумолимо поднимаемся. А вот уже различимы человечки, облепившие остроконечную вершину и «зайчики» объективов фотоаппаратов и видеокамер.

Ещё немножко, ещё чуть-чуть, и я слышу хлопанье ладош в честь своего успешного восхождения и моих товарищей.

Взоры всех поднявшихся устремлены в сторону Эвереста. Начались съёмки на его фоне и изучение. Игорь и Роман всеми способами пытаются объяснить и показать самые сложные маршруты, проложенные по южной стене. Вот популярный маршрут первовосходителей 1953 года (Тенциг Норчей и Эдмунд Хиллари) через южное седло между Эверестом и Лходзе. По северному гребню – это китайский маршрут. И русские не лыком шиты (руководитель экспедиции Евгений Тамм) - в 1982 году проложили сложнейший маршрут, который теперь называется «Русский».

Великолепны виды на вершины Пумори, Лходзе, Нуптцзе. И, как на ладони, ледник Кхумбу с громадными ледопадами, трещинами и серраками.

Подошли замыкающие, и через некоторое время мы смогли запечатлеться всей группой на фоне Эвереста.

Спуск был легче. Дмитрий проявил чудеса мужества, не жаловался, даже находил силы для шуток.

Итак, можно сказать, что мы с успехом совершили самый популярный маршрут к Эвересту, совместив спортивный элемент с культурно-исторической программой (посещение монастырей буддийских, музеев, знакомство с жизнью шерпского населения).

4 ноября, вторник.

Горак Шеп (5 180) – Лобуче (4 930 м).

Всю ночь ощущали холод и ветер, проникающий во все щели неотапливаемого строения. Нехватка кислорода  и головная боль не давали заснуть.

Так многие и промучились до утра. Повеселели, когда тронулись в обратный путь. Цель достигнута, нужно как можно быстрее спуститься вниз. В Лобуче сделали привал, и я простился с группой. Здесь я должен встретиться с Аликом.

Расставание было грустное. Мне повезло, что подобралась сильная духом команда, в которой царила  доброта, оптимизм, уважение и взаимная помощь. Я искренне поблагодарил всех за оказанную поддержку, за тёплое отношение к себе и пожелал каждому крепкого здоровья, новых дорог и интересных встреч. Договорились не терять друг с другом связь. Дмитрий обещал созвониться с братом Володей и кратко рассказать о совместном походе.

Вскоре цепочка друзей исчезла в низком облаке.

В одной из лоджий в Лобуче я нашёл записку от Алика с извещением о том, что он с Мишей будет 4 и 5 ноября на восхождении на вершину Вост. Лобуче. А я и Жасмин встретимся вечером.

Мы устроились в Альпино лоджии. А в соседней лоджии расположилась большая группа из Казахстана, та самая, с которой мы повстречались и ночевали в Дингбоче. Половина из них завтра пойдет вниз в Намче Базар, а другая половина – через перевал Чо Ла спустится вниз по другому ущелью.

Сегодня у них прощальный ужин, они отпускают гида и портеров. Кто-то принёс гитару, и шерпы дружно спели песню о горах, а затем все вместе исполнили шерпский танец. Вобщем, повеселились от души.

Руководитель группы Андрей Федорович, узнав о том, что я занимаюсь с детьми, пригласил меня со школьниками в гости в Астану. Обещал встретить, разместить и устроить встречи с учащимися школ, над которыми его фирма шефствует. Оставил электронный адрес: www.club-miry.ru.

5 ноября, среда.

Лобуче (4 930), дневка.

Сегодня день отдыха. Полдня провалялся в постели. Затем кое-что постирал. А к вечеру вернулись Алик с Мишей и подробнейшим образом рассказали о восхождении на Вост. Лобуче (6 119). Часть пути они преодолели в кошках по ледяному кулуару. Это был успех! Из-за наступления темноты палатку и часть снаряжения они оставили в базовом лагере. Завтра нам предстоит доставить весь груз сюда.

6 ноября, четверг.

Лобуче (4 930 м – базовый лагерь В. Лобуче (5 150) –

Лобуче (4 930) – Дзонгла (4 843).

После завтрака вчетвером отправляемся в базовый лагерь. Сначала поднимаемся по травянистому склону, а затем вдоль скал идем по осыпной тропе. На противоположной стороне ущелья виден путь прохождения Аликом и Мишей ледового кулуара и далее путь к вершине.

На песчаной площадке между скал показалась оранжевая палатка-«полубочка». Мы вышли к оставленному вчера лагерю. Все снаряжении было в сохранности. Разложив палатку, веревки, кошки, крючья, закладки и прочее по рюкзакам и сумкам, мы к обеду вернулись в лоджию.

Сидя за столом на улице, мы гадали – крепость ли расположена на соседней горе или это мираж? Но на проверку времени не было, надо было сегодня добраться до поселения Дзонгла. Наш путь дальше пойдет через перевал в другое ущелье – ущелье голубых озер.

Без особого труда по хорошей тропе мы к вечеру добрались до Дзонглы. Лоджии были переполнены туристами, и нам пришлось спать на общих полатях. Было холодно. Жасмин всю ночь кашляла.

7 ноября, пятница.

Дзонгла (4 843) – перевал Чо Ла (3 330) – Гокио (4 790).

К сожалению, Алик с Жасмин, которой стало хуже, вынуждены были идти вниз.

Мы с Мишей взяли курс на перевал Чо Ла. Надо признаться, и я чувствовал себя неважно, у меня заболел правый бок, но я мог терпеть.

По крутой каменной тропе мы поднялись на снежное плато. Было много туристов. Перед спуском с перевала нас собралось человек 30.

Спуск был сложный. Тропа терялась, и приходилось идти по крупной осыпи. Под ногами попадалось много «живых» камней. Затем вышли на морены ледника. Долго петляли, чтобы обойти глубокие озера и выйти на противоположную сторону широкого ущелья. И, наконец, мы оказались на берегу красивого голубого озера. Об этом свидетельствовала ступа, сложенная из камней и разукрашеная разноцветными флажками.

А вскоре на склоне появилось множество лоджий. Мы выбрали ту, которая ближе всех расположена к воде.

8-9 ноября, суббота - воскресенье.

Гокио (4 790).

Наша лоджия называется «Вид на Чо Ла» - каменное здание. На первом этаже двухместные комнаты, кухня, туалет. Второй этаж представляет собой деревянную надстройку, застеклённую со всех сторон, и служащую столовой.

Сигналом к подъёму в эти дни отдыха является солнце, оно заглядывает в окна в 7:30. Умываемся в святом озере – и идем на завтрак. Ассортимент блюд большой. Например, на завтрак можно заказать чапати (каша из муки) или омлет, чай любой (черный, лимонный, мятный, имбирный), можно горячий шоколад. Завтрак обходится 200 рупий (70 руб.)

В обед можно съесть какой-нибудь суп (чесночный, томатный), на второе – момо (типа пельменей) с разной начинкой, кроме мяса. Обед ~120 руб. На ужин можно взять долбхат (рис с чечевичной похлёбкой) или картофель с овощами. Ужин ~100 руб. Получается, дневной рацион ~290 рублей.

Поскольку пункт Гокио конечный в этой долине, то и цены здесь высокие. Внизу, то есть в долине Катманду, они в 2-3 раза ниже. А вот стоимость проживания в комнате составляет всего 200 рупий (66 руб.) Это привлекает туристов оставаться подольше. А настоящий доход владелец лоджий получает от сдачи комнат и от питания туристов.

Здание не отапливается. В столовой по вечерам топится «буржуйка» на отходах (картонная тара), ячьих лепёшках (навоз). Другого топлива здесь нет.

Днём солнечные батареи заряжают аккумуляторы, но их хватает только на слабое освещение столовой и коридора. Но посетители после ужина, включив налобные фонарики, продолжают сидеть – читают, играют в карты. Потому что в комнатах холодно, ночью вода в бутылках замерзает. На улице ночью до -10-15° С.

Продолжение следует...

< пред. | 6 | дальше >

См. также:

Гималайский дн.: 1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Цели и интересы  |  Схемы маршрута  |  График прохождения маршрута  |  Поддержка друзей

1 этап (российский) – Владивосток – Чита – Красноярск – Екатеринбург - Москва

2 - (европейский) – Москва – Финляндия – Швеция – Дания – Германия - Нидерланды – Бельгия – Франция - Испания

3 - (североамериканский) – Бостон – Сан-Франциско

4 - (австралийский) – Брисбен - Перт

5 - (южноамериканский) – Перу – Боливия – Бразилия – Уругвай – Аргентина

6 – (африканско-средиземноморский) – Тунис – Египет – Иордания – Сирия – Ливан

7 – (непальско-индийский) – Катманду – базовый  лагерь Эвереста - Лумбини – долина Ганга - Дели