Юрий Мазнев - По родному краю и вокруг света

Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа | Творчество

Рубрики


О себе

Клуб «Пилигрим»

Село Поим

Вокруг света

Россия

Европа

Сев. Америка

Австралия

Южн. Америка

Африка + Средиземноморье

Непал + Индия

Монголия + Китай

Италия

Сербия + Черногория

США: Аляска и юго-зап. штаты

Франция + Испания +  Португалия

Сев. Кавказ + Грузия + Армения


Ссылки

Экипировка

Маршрутные схемы

Полезные советы


 

 

 

Путешествие вокруг света

ПЕРВЫЙ ЭТАП: РОССИЙСКИЙ

Владивосток - Пенза - Поим – Москва

23 апреля 2001 года

Вчера, наконец, я прибыл во Владивосток (исходное место намеченного путешествия). Из Поима выехал на велосипеде 15 апреля и в тот же день поездом отправился из Пензы на Дальний Восток. В дороге познакомился с проводниками Валентиной и Петром Разуваевыми и договорился с ними об отправке с поездом раз в месяц из Сибири в Пензу моей путевой корреспонденции.

Почти год готовился я к завтрашнему старту:

1.  Знакомился с опытом велопутешественников;

2.  Разработал маршрут;

3.  Наметил места обязательного посещения:

o   музеи,

o   заповедники,

o   центры и станции юных туристов и краеведов,

o   монастыри.

4.  Собрал адреса по пути следования:

o   краеведов,

o   известных путешественников,

o   родственников и земляков.

5.  С учетом местных условий и погоды подобрал экипировку.

Психологическая готовность складывалась из доброго отношения к важному для меня путешествию со стороны коллег, родственников, знакомых. В Пензе меня провожала семья Сёминых.

Во Владивостоке остановился у земляков - Владимира и Надежды Мокаревых, которые встретили меня тепло и сердечно. Владимир Петрович познакомил с городом, помог встретиться с журналистом спортивной газеты, наметить маршрут выезда из города. В магазинах города нашли запасные велосипедные узлы - колесо в сборе и цепь. Надежда приготовила в дорогу мёд.

К вечеру завершил последние приготовления. Завтра в путь.

0-1

0-2

Расставание

На посошок

 

0-3

0-4

Перед дальней дорогой                               (родственники, друзья)

Во Владивостоке

0-5

 

Музей под открытым небом…

 

 

24 апреля, вторник (1-й день пути)
Участок маршрута: Владивосток - Уссурийск (Приморский край).
Километраж: дневной - 108.
Дорожные и погодные условия: Автомагистраль Владивосток - Хабаровск ведёт на север. Хороший асфальт, интенсивное движение. Частые подъёмы и спуски. Прохладная солнечная погода. Лёгкий попутный ветер.

1-Бухта Золотой Рог

Бухта Золотой Рог

 С восходом солнца с набережной бухты Золотой Рог выехал в сторону Уссурийска. На дороге оживлённое движение. Путь проходит среди сопок, поросших лесом. В

складках местности белеют последние островки снега. Деревья ещё не распустились. Прохладно. Еду в свитере и штормовке. Согреваюсь в движении. На крутых подъёмах схожу с велосипеда.

На ночёвку остановился в придорожной роще на окраине Уссурийска. Поставил палатку, пристегнул велосипед к дереву, вещи забрал в палатку.

 

 

 

25 апреля, среда (2-й день)
Участок маршрута: г. Уссурийск - пос. Сибирцево (Приморский край).

Километраж: дневной - 78, всего - 186.
Дорожные и погодные условия: Автотрасса поворачивает на северо-восток. Дорога хорошая, движение интенсивное. Погода благоприятная.

Поднялся рано, в 5 ч по местному времени (разница с московским - 7 ч). Четверть часа на сборы, и в путь. Погода не изменилась. Попутный ветер. Кругом сопки. Бесчисленным спускам и подъёмам нет конца. Группа за группой мимо проносятся японские автомобили - перегон подержанных машин в центральные области.

Чувствую себя неплохо, но по сравнению с первым днём снизилась скорость движения: организм не адаптировался к нагрузке и ещё не акклиматизировался.

В посёлок Сибирцево въехал в сумерках. Здесь живёт сестра моего коллеги Вячеслава Трофимовича Надежда Шиповских. Несмотря на позднее появление, неожиданного гостя встретили радушно. Когда-то в детстве мы жили на одной улице. Надя всплакнула, вспоминая поимскую жизнь и рассказывая о семье. Воспоминания продолжались до поздней ночи.

2

Участок маршрута                                          Владивосток - Хабаровск

2-2

 

Вокруг сопки

 

26 апреля, четверг (3-й день пути)
Участок маршрута: пос. Сибирцево - Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь (Приморский край).
Километраж: дневной - 150, всего - 336.
Дорожные условия: Асфальт.

С утра посетили могилу Марии Александровны Паниной - мамы моего коллеги, попросившего привезти в Поим горстку земли с могилы. Записал на видеокамеру приветствие Надежды поимским родственникам и с легким сердцем отправился в путь.

Перед посёлком Кировский мне посигналил грузовой автомобиль, в котором оказались мои знакомые Сергей и Инна - вместе ехали в поезде. Им очень хотелось подвезти меня, и когда я отказался, пригласили заехать к ним в гости. Живут они по пути в городе Тулуне Иркутской области.

В Кировском запомнился вид восстанавливаемого храма - с куполом на земле.

Через полчаса после Кировского свернул с магистрали и на закате подъехал к общежитию Свято-Троицкого Николаевского общежительного мужского монастыря, который находится в 16 км от посёлка Кировский (по автостраде) в сторону Хабаровска, недалеко от санатория Шмаковский. В общежитии этого небольшого монастыря (всего 14 душ) меня встретил монах Лазарь. Он познакомил меня с регентом Андроником (игумен и настоятель - отец Феофан и остальные монахи из-за эпидемии китайского гриппа избегали общения) и разместил как паломника в келье.

3-1

3-2

Храм восстанавливается

Новый храм в Кировском

 

27 апреля, пятница (4-й день)
Участок маршрута: Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь - пос. Дальнереченск (Приморский край).
Километраж: дневной - 103, всего - 439.
Дорожные условия: Автомагистраль по-прежнему идёт на север. Асфальт.

Рано утром отправились на литургию в храм Преображения, который находится на лесной горе в километре от общежития. Храм небольшой, скромный, но запомнился удивительный иконостас. Большие иконы и все фрагменты иконостаса вырезаны из красного дерева. Прихожан из окрестных сёл и санатория на литургии было немного. После службы отец Антоний причастил меня.

Вернувшись с литургии, собрался и ещё под утренним солнцем выбрался на магистраль. По пути снова была приятная встреча - познакомился с местным велосипедистом-путешественником. Общение было интересным, и он долго провожал меня. На пенсии, моего возраста, с опытом тренерской работы, старается сохранять хорошую форму, ежедневно накручивая до ста километров. Выяснив характер моего путешествия, особенности экипировки, он дал мне много полезных советов: и технических (по ремонту велосипеда), и бытовых - по организации

дорожного питания и питьевого режима. Например, посоветовал каждодневно к

4-1

Свято-Троицкий монастырь

концу дня обязательно съедать какой-нибудь живой фрукт или овощ.

К вечеру добрался до города Дальнереченска. По приглашению сторожа, ночевать устроился на окраине города в сварочной мастерской автобазы. В беседе сторож отметил, что моя фамилия ему знакома. Недавно уволился с базы мой однофамилец. Заинтересовавшись, я записал адрес его местожительства - село Кондратьевка Хабаровского края.

 

 

 

 

28 апреля, суббота (5-й день)
Участок маршрута: пос. Дальнереченск - Лучегорск (Приморский край) - г. Бикин (Хабаровский край).

Километраж: дневной - 137, всего - 576.
Дорожные условия: Продолжил путь на север. Автомагистраль пересекла границу Хабаровского края. Асфальт.

Утром отправился в Кондратьевку на поиски однофамильца. Фамилия у меня редкая, и однофамильцы при знакомстве часто оказываются родственниками. В 3 км от Дальнереченска на местной ферме нашел жену моего однофамильца - Мазневу Лидию Петровну. Вместе с мужем она приехала из Курской области, где живут родственники мужа (село Михайловка, г. Железногорск). Из Кондратьевки отправился в сторону Лучегорска.

В Лучегорск я приехал в обед, поэтому у одного из магазинов приготовил еду и в окружении местных мальчишек утолил голод. Подростки засыпали меня вопросами, и я долго беседовал с ними. Закончилось тем, что они сопровождали меня по городу на почту, где я сделал путевую отметку, и проводили за город.

Во время прощания к нам на сумасшедшей скорости подлетел "крутой" автомобиль, и из него вышел парень. Он быстро подошел ко мне и сказал, что видел меня в городе и хочет поговорить с земляком своей бабушки. Оказалось, что его бабушка живет недалеко от Поима, в деревне Выселки Нижне-Ломовского района. Фамилия ее Ступина (Орлова). А сам он, Олег Владимирович Паленко, живет с мамой здесь и бабушку никогда не видел. Прощаясь, поинтересовался, в чём я нуждаюсь. Я ответил, что всё у меня есть. Но он настоял и вручил 260 рублей.

В город Бикин прибыл вечером. Мне сразу повезло, в гарнизонном КЭЧ меня определили в вагончик к сторожу. Он бывший военный, и мы быстро нашли общий язык.

 

29 апреля, воскресенье (6-й день)
Участок маршрута: г. Бикин - г. Хор (Хабаровский край).

Километраж: дневной - 120, всего - 696.
Дорожные и погодные условия: Продолжил путь на север, в сторону Хабаровска. Асфальт. Всю неделю продержалась прохладная солнечная погода.

Утром выпили со сторожем чаю, и он проводил меня до ворот.

При выезде из города сфотографировал грандиозный мемориальный комплекс защитникам Отечества. И покатил по дороге на Хор. Кругом сопки. Прохожие и водители интересуются, куда я путь держу. Благодарю их за поддержку.

День тёплый, солнечный. Но зелени не видно. Весна никак не может меня догнать, я опережаю её на 3-4 дня. Но птицы уже поют. Спрашиваю, есть ли в этих краях соловьи. Моему вопросу жители удивились, мол, соловьи бывают только в Курской области.

Повстречался пенсионер на велосипеде - везёт в рюкзаке бутылки с берёзовым соком.

6-1

Мемориальный комплекс в Бикине

В одном из придорожных сёл подъехал к женщинам, сидевшим на лавочке, и спросил, не угостят ли они меня кислым молоком. И сам глазам своим не поверил, молодая женщина быстро сбегала домой и принесла две кружки вкусного кислого молока и горбушку белого хлеба. Я угостил их домашними конфетами из кураги и грецких орехов.

В город Хор приехал поздно. Встречный прохожий, немного выпивший мужчина, отвел меня в котельную соседнего хозяйства "Сельхозтехника", где я и переночевал.

 

 

 

30 апреля, понедельник (7-й день)
Участок маршрута: г. Хор (Хабаровский край) - Хабаровск.

Километраж: дневной - 100, всего - 796.
Дорожные условия: Асфальт.

Выехав из Хора, вскоре оказался на участке лесного пожара. Было довольно жутко. Лавина пламени подступала к дороге. Солнце и дорога застланы густым дымом. Сориентировавшись по поведению встречных автомобилистов, решил продолжить путь. Приготовил влажную повязку для дыхания и нырнул в дым. Плохая видимость, удушливый дым и непроизвольное желание увеличить скорость. К счастью, через несколько сот метров участок горящей тайги закончился.

Во второй половине дня я въехал в задымленный лесными пожарами Хабаровск, а к вечеру прикатил на краевую станцию юных туристов, где меня разместили в большом номере. Директор Ермаков Владимир Васильевич дал на это команду из дома,

7-1

На выезде из Хабаровска

 т.к. готовился к отъезду во Владивосток, а затем прислал книгу о Хабаровском губернаторе. Я же передал ему буклет "Наш Пензенский край".

Тут же познакомился с местным жителем Якиным Алексеем Григорьевичем (его сын работает инструктором на станции). На его автомобиле мы совершили экскурсию по Хабаровску, а вечером, приготовив ужин в столовой станции, отметили знакомство и праздник 1 Мая. Легли поздно, уже за полночь.

Вечером удалось поговорить по телефону с Пензой, Москвой. Отправил телеграмму в Поим.

 

 

 

1 мая, вторник (8-й день)
Участок маршрута: Хабаровск - Волочаевка-1 (Хабаровский край).
Километраж: дневной - 54, всего - 850.
Дорожные и погодные условия: Хороший асфальт. Пасмурно, встречный небольшой ветер.

В 9 часов отправились с Алексеем Григорьевичем к редактору газеты "Молодой дальневосточник" Шмакову Юрию Дмитриевичу. Около двух часов рассказывал о Поиме, клубе "Пилигрим", поимском музее, о том, как складывался замысел совершить кругосветное путешествие. Затем сфотографировались около реки Амур и на автостраде. На прощанье Ю.Д. угостил нас кофе и попросил меня присылать в редакцию короткие дорожные заметки.

В 12 часов выехал из Хабаровска. Крестьянская одежда (косоворотка и лапти) привлекали внимание горожан. Приветствуя меня, они интересовались моим маршрутом, желали доброго пути. На главпочтамте сделал путевую отметку, поговорил с "бомжами".

Через 18 км пути достиг моста через Амур-батюшку. Мост двухъярусный: внизу ходят поезда, сверху - автомобили. Его длина 3 км. По дну реки проложен тоннель, по которому движутся поезда в другую сторону.

На автомагистрали М60 уютно. По обе стороны автобусные остановки из красного кирпича с туалетами, удобными скамейками. Рядом проложена железная дорога на Биробиджан и далее на Читу. Проехал несколько сел. Остановился около плёночного парника. Их вдоль дороги много - китайские, корейские. Выращивают рассаду овощей, затем высаживают в грунт. Арбузы, капусту, морковь.

Следующее селение - Волочаевка-1. Вспомнил слова из песни "Волочаевские дни" и решил узнать историю названия села. Мне указали на дом с обширным двором, где живет правнук основателя села Пантелея Волочаева Гарий Сергеевич с супругой Галиной Михайловной. Приняли меня просто, сразу же предложили сделать остановку на ночь. Мы разговорились. Оказалось, что прадед прибыл сюда "ходоком" с Кубани в 1904 году, основал вместе с родственниками село, а затем пришли семьи. Занимались сельским хозяйством, ловили рыбу. Затем пришли другие люди, переселенцы с запада. Начали строить железную дорогу.

Сейчас все близкие родственники живут в городах. Гарий и Галина тоже живут в Хабаровске, а здесь у них дача с хозяйством.

Сопка Июнь-Корань - главная достопримечательность. В память об ожесточенных боях партизан и Красной Армии с японскими интервентами на сопке был установлен памятник и создан музей-панорама. Сейчас музей закрыт. Окна и двери замурованы.

"…Этих дней не смолкнет слава, не померкнет никогда.
И останутся, как сказка, как манящие огни,
Штурмовые ночи Спасска, волочаевские дни".

Наверху сооружения - фигура солдата с винтовкой. Внизу братская могила и подпись: "Здесь покоятся 118 борцов за победу Советов на Дальнем Востоке, павших смертью храбрых в борьбе с японскими интервентами при штурме Волочаевских укреплений 12 февраля 1922 г. Вечная слава героям".

Рядом бюст герою Гражданской войны на Дальнем Востоке В.К.Блюхеру и большой камень с надписью "Василию Константиновичу Блюхеру (1890-1938). С любовью - жена, дети, внуки. Москва, 1970 г."

Вечером Галина Михайловна устроила ужин: картошка с красной рыбой, салат из огурцов и зеленого лука. Гарий предложил выпить самогонки собственного изготовления. Затем пили чай с медом.

Разговор шел о жизни в селе, о хозяйстве. Их сыновья здесь не бывают, живут в Хабаровске. Галина Михайловна родом из Ульяновской области. Живая, заботливая. Гарий - мужчина работящий, минуты не посидит без дела.

 

8-1

8-2

На берегу Амура-батюшки

С корейцами у парника

8-3

8-4

Портрет в Хабаровске

Бывший крепостной

 

 

2 мая, среда (9-й день)
Участок маршрута: Волочаевка-1 (Хабаровский край) - Биробиджан (ЕАО - Еврейская автономная область).
Километраж: дневной - 125, всего - 975.
Ходовое время - 8 ч.
Дорожные и погодные условия: Хороший асфальт. Ночью сильный дождь.

Встали рано. Позавтракали. Ели пироги с картошкой и капустой и запивали парным молоком. Затем с Гарием отправились на сопку к памятнику, на старое кладбище, где похоронены прадед (1858-1926), его дочь, сын и жена, к месту, где стояла его усадьба. Из-за густого тумана сверху села не разглядеть. Ночью прошел сильный дождь. На прощанье сфотографировались. Галина Михайловна собрала на дорогу тормозок: хлеб, яйца, обрат. Расставались как близкие люди.

До Биробиджана ехал 10 часов, с 12 до 22 ч по широкой (7-8 м) асфальтированной дороге. По пути готовил обед, пил березовый сок. Затемно приехал на вокзал, расположился в зале ожидания, в закутке. Расстелил коврик, спальник и уснул.

9-1

9-2

Гарий Сергеевич в своем хозяйстве

Могила основателя Волочаевки

 

3 мая, четверг (10-й день)
Участок маршрута: Биробиджан - с. Бира-1 - пос. Лондоко (ЕАО).
Километраж: дневной - 85, всего - 1060.
Дорожные и погодные условия: Неукатанная неровная гравийная дорога (дробленый речной камень). Подъёмы и спуски. Вечером дождь.

Сегодня, на 10-й день путешествия, у села Бира счетчик показал первую 1000 км на маршруте. Погода в последние дни была благоприятной, дни стояли солнечные и ветер чаще дул в спину. Хотя дорогу легкой не назовешь. Она прыгает от сопки к сопке и правильнее ее называть горной. Многие участки ремонтируются, трещины заливают гудроном, который прилипает к шинам и тормозит движение. Очень часто водители, поравнявшись со мной, притормаживают и спрашивают, откуда и куда я еду, удивляются, желают здоровья, хорошей дороги и погоды.

Утром выпил кофе с булкой. Поправил переключающее переднее устройство, подтянул все болты и смазал трущиеся детали.

На почтамте сделал маршрутную отметку, купил конверты. 2 открытки сотрудница почты подарила в знак уважения к путешественнику.

На базаре подошел корреспондент биробиджанского радио и взял интервью. Затем я осмотрел город.

Выехал в 9 часов. Сначала дорога была хорошая, но вскоре рельеф изменился. Появились сопки, пошли подъемы и спуски, а затем началась гравийная дорога. Причем местами совершенно неукатанная, неровная. Велосипед трясётся, как в припадке, руль того и гляди, вырвется из рук. Вобщем, едешь, как по стиральной доске. Жалко велосипед, и иногда я тащу его рядом с собой. Но переднее колесо скользит в сторону, а проходящие мимо машины обдают тебя густым облаком пыли. Сегодня впервые появились мошки. Но они пока сопровождают да приглядываются.

10-1

Сопки, подъемы и спуски

 Потеплело, но листочки на деревьях ещё не распустились. В озерах и по берегам рек лёд. Вода черная. Много маленьких речек: Чертёнок, Чёртов палец, Трек, и другие с китайскими названиями.

Подъезжая к селу Лондоко, заметил чёрную тучу и решил остановиться на ночёвку у "мостовиков". Несколько вагончиков, краны, строительные механизмы. Сторож Вася принял не сразу, но, узнав, что я путешественник, разместил в вагончике, накормил щами, напоил чаем. Рассказал, что до г. Облучье около 90 км. Дождь к ночи разошёлся не на шутку.

 

 


Продолжение следует...

< пред. | 1 | дальше >

Дневник стр.:  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10 

О путешествии | Снаряжение | Дневник кратко | Маршрутные схемы

См. также:

1 этап (российский) – Владивосток – Чита – Красноярск – Екатеринбург - Москва

2 - (европейский) – Москва – Финляндия – Швеция – Дания – Германия - Нидерланды – Бельгия – Франция - Испания

3 - (североамериканский) – Бостон – Сан-Франциско

4 - (австралийский) – Брисбен - Перт

5 - (южноамериканский) – Перу – Боливия – Бразилия – Уругвай – Аргентина

6 – (африканско-средиземноморский) – Тунис – Египет – Иордания – Сирия – Ливан

7 – (непальско-индийский) – Катманду – базовый  лагерь Эвереста - Лумбини – долина Ганга - Дели

8 - (трансгималайский) - Монголия – Китай – Тибет - Алтай

9 – (средиземноморский) – Италия

10 – (средиземноморский) – Сербия - Черногория

11 – (североамериканский) США: Аляска и юго-зап. штаты

12 – (Путь святого Иакова) Франция – Испания - Португалия 

13 – (кавказский) Кабардино-Балкария – Северная Осетия-Алания – Грузия – Армения


Опубликовано: 10.01.2008

Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа | Творчество