19 декабря, пятница.
Морадабад - Дели, 123 км, 6 ч.
Удивительно, что я не замечаю ни местности, где
проезжаю, ни времени, ни усталости. Я ещё продолжаю находиться в ашраме и
ощущаю присутствие Бабаджи в делах, молитве, в обращении.
Важное место в его учении занимает карма-йога
(бескорыстный труд, посвящённый Богу). Он вместе со всеми выполнял тяжелую
физическую работу. Например, в строительстве береговых укреплений от
муссонных наводнений, разбивке сада, возведении храмового комплекса.
«Этот мир лишь временное пристанище. Достичь
постоянства можно только через бескорыстные деяния. Они ведут к Богу и дают
освобождение», - говорил он.
Он не принимал запреты, наложенные
вероисповеданиями, кастами, расами. В его ашраме неприкасаемые сидели рядом с
браминами, молились и ели одну и ту же пищу. Не было никаких разделений.
Бабаджи постоянно подчёркивал необходимость
единства всех религий, все верования должны втекать в один огромный океан.
Все люди равны. Все они дети одного Создателя.
Люди редко используют слова и мысли правильным
образом. Для них это инструменты болтовни, осуждения. Контроль за мыслями
имеет большое значение. В области подсознания они могут усиливаться и, как
бумеранг, вернуться на сознательный уровень. Когда ум и дух человека
находятся в равновесии, он полон сил и здоровья. Бабаджи давал многим людям исцеление.
Он учил медитировать, постоянно повторять «Ом
намах шивайя» и концентрироваться на третьем глазу. Он говорил, что эта
мантра сильнее тысячи атомных бомб. Мантра лучшая защита от отрицательных
энергий. Её нужно повторять и днём и ночью, про себя или напевать вслух.
Эквивалентом мантры «Ом…» может быть «Господи, да будет Воля Твоя». Служите
Богу, бескорыстно выполняя любую работу.
Бабаджи говорил, что здесь, в Хайдакхане, самое
святое место на земле. И каждый, кто медитирует здесь и поклоняется Богу с чистым
сердцем, может исцелиться от физических и психических заболеваний. Те же, кто
практикуют духовные дисциплины возле дхуни (священная яма для проведения
огненного ритуала), наделённой Божественным сознанием, достигают
освобождения.
Дорога на Дели, наполовину знакомая (по ней я
ехал в Ришикеш), была в нескольких местах перекрыта для ремонта. Но в целом,
её состояние хорошее.
До Дели ехал уверенно. В ашрам приехал под утро.
20-22 декабря, суббота – понедельник.
23 декабря,
вторник.
Дели – Mawana (Шив Садан), автобус – 150 км.
Самая большая ферма Гобинд Садана – Шив Садан,
находится в 150 км
к северо-востоку от Дели.
Сегодня накануне Дня памяти Баба Вирса Сингха его
последователи, ученики, гости едут на эту ферму, чтобы вспомнить, с чего всё
начиналось, и увидеть результаты общего труда под духовным руководством
Бабаджи. Мы русские, почитатели его подвигов и трудов, тоже приглашены на
экскурсию и встречи с жителями фермы.
Справка
Проекты по развитию ферм являются
наглядным примером практической ценности веры в Бога, сопровождаемой
преданной и усердной работой. Самая большая ферма Гобинд Садана – Шив Садан –
была создана на берегах Ганга в штате Уттар Прадеш. В 80-е годы прошлого
века, когда Бабаджи только начал разрабатывать эту огромную заболоченную
бросовую землю, никто и представить себе не мог, что она может приносить
урожай. Не было ни дорог, ни электричества, ни телефона, ни здравоохранения,
ни школ – одни лишь следы повозок, запряжённых буйволами, да несколько
жуткого вида поселений. Теперь это умиротворяющий рай с орошаемыми полями овощей
и злаков, садами, священными местами, бесплатными жилыми домами и общинной столовой. Шив Садан стал одной
из самых продуктивных ферм Индии. Бабаджи объясняет: «Благословение Бога даёт
силу и энергию для успешного развития. Когда люди, любящие Бога, работают
вместе, их объединённая энергия очень велика».
Бабаджи также создал фермы в
Шахджаханпуре и его родной Сараван Бодле. Последняя является особенно
священным местом, где паломники сидят в медитации под тем же деревом Бер, под
которым Бабаджи медитировал в юности. Листья, плоды и земля священного дерева
почтительно собираются из-за их исцеляющих свойств. Кроме того, Гобинд Садан
представлен в США фермой к северу от Сиракуз, штат Нью-Йорк.
24 декабря, среда.
День памяти Гуру Баба Вирса Сингха.
С утра завершалась подготовка к године: украшение
места кремации и хавана цветами и гирляндами, приготовление огненной
церемонии во славу Божественного (приготовление дров, самагри, гхи, пищи),
организация питания и др.
К 11 часам начали сходиться и съезжаться ученики,
последователи, почитатели, паломники, местные жители к месту захоронения,
чтобы почтить память любимого Гуру Вирса Сингх джи Махараджи. Всего собралось
не менее тысячи человек.
Еще вчера пустое поле сегодня превратилось в
яркую нарядную площадь. Около места кремации, убранного гирляндами, цветами,
букетами роз – хаван, усыпанный лепестками роз, большой портрет Гуру, чуть в
стороне временная столовая под навесом.
Звучит духовная музыка. Люди поклоняются Гуру
Вирса Сингху, а затем начинается огненный ритуал. В дхуне зажигается
священный огонь, он постепенно разрастается и охватывает пламенем всё вокруг.
Ученики обращаются к присутствующим со словами
скорби и утешения, и со словом «сваха» (я подношу) все по очереди жертвуют в
огонь пищу: рис, сваренный и приправленный благовониями, кунжут, цветы,
орехи, жидкий гхи (очищенное топлёное масло) с помощью маленьких половничков
на длинной ручке. И одновременно начинается киртан – совместное распевание
гимнов и мантр.
В то время, как все смотрят на огонь и
вслушиваются в свой внутренний мир, я снимаю различные сцены и отдельных
участников. Вот подошла младшая сестра Гуру, там садху с кинжалом, молодые
сикхи, трапеза и т.д.
Затем все участники смещаются к холлу (площадке),
где близкие и хорошо знавшие своего учителя ученики говорят о Махараджи и
славят его. Бедным жителям раздают шерстяные одеяла.
Заканчивается памятная встреча в гардваре
(храме).
А вечером зажглись сотни светильников, образовав
на поле три круга, в одном из которых слово «Ик Онкар» (Бог един, на хинди).
Всё это дополнилось яркой электрической иллюминацией. Во тьме светящие
фигуры, линии будоражили воображение, создавали иллюзию, что ты не на земле,
а в звёздном пространстве космоса.
25 декабря, четверг.
Рождество Христово (католическое).
К празднику готовились тщательно и с размахом.
Необходимо было украсить павильон Иисуса Христа и весь сад гирляндами из
живых цветов, электрической иллюминацией, повсюду уложить орнаменты из
лепестков роз и цветочных головок. С наступлением темноты были зажжены сотни
свеч.
Павильон стал не только местом поклонения Иисусу
Христу и деве Марии, но и сценой. А в саду, на траве, были расстелены широкие
дорожки для сидения.
Первыми начали появляться подростки, затем
родители с маленькими детьми, взрослые общинники и жители двух прилегающих
деревень. У двух лотков толпились любители конфет, орехов, а на подстилках
вовсю резвились дети.
С появлением гостей, а их было не меньше, чем на
дне памяти Бабаджи, Мэри официально объявила о начале торжества и в течение
всего вечера вела праздничную программу. Она представляла очередного оратора
из числа учеников Гуру, старейших представителей конфессий, которые
произносили речи, читали духовные стихи. В песнопениях принимали участие все
присутствующие. Одновременно группами и в одиночку к подножию изваяния Иисуса
Христа склонялись люди и подносили цветы и подарки. Параллельно шли
видеосъёмки и профессионалов, и любителей.
Затем в дальнем углу сада появилась вереница
белобородых дедов-морозов с помощниками в красных кафтанах и мешками конфет.
Под бой барабанов они начали раздавать конфеты. Дети стали их преследовать, а
они убегали в разные стороны, разбрасывая конфеты. Было весело на них
смотреть. А в это время на «сцене» уже шли танцы и пляски.
В заключение праздника появились два стола с
огромными тортами, и всем желающим досталось по большой горсти сладости.
И я там был, и конфеты ел, и праздник снял на
фото.
26 декабря, пятница.
Дели – аэропорт - Дели,
40 км, 2 ч.
Важные события позади. Новый день начинается с
медитации в зале Будды, на веранде.
«Остерегайтесь беспокойства ума. Учение дисциплинирует
его» (Будда).
«Если вы победите себя, вы будете счастливы и в этом
мире и впоследствии» (Махавир).
«Взгляните внутрь себя и вы найдёте там всё» (Бабаджи).
Эти советы на хинди помещены в зале над
скульптурами Будды и Махавира и фотографией Баба Вирса Сингха.
Каждый день в 8:30 мы приходили сюда (Мэри,
Людмила, Татьяна, помощник Мэри), чтобы со звуком колокольчика погрузиться в
себя. Утренний восход и птичий гомон только способствуют этому.
После завтрака у каждого свои дела. Я, например,
отправляюсь в аэропорт покупать билеты в Ченнай на 27 декабря. Дорогу
отыскиваю легко, указатели да и карта при себе. В кассе тоже затруднений не
было. Накануне по разговорнику проштудировал раздел «Аэропорт» и «В
самолёте».
Билет туда и обратно стоит около 11 тысяч рупий (~5
800 рублей). На поезде было бы гораздо дешевле, но потеря во времени (трое
суток туда и трое - обратно) очень большая.
С 12 до 6 часов нахожусь в хаване. В половине
пятого – беседа о Бабаджи и медитация на веранде. Мэри очень трогательно
рассказала о своем знакомстве с учителем, о периоде совместной работы, о
любви к нему как святому. Во время медитации я старался представить его
внешнюю красоту, его лицо, руки, позу с поднятой рукой. Но когда доходило до его внутренней сущности, его
силы, доброты, мудрости, мне почему-то представлялся мой дедушка Иван Елизарович.
Его уважали за глубокую веру в Бога, и одно время староверы выбрали его в
наставники.
С каждым прожитым днём в ашраме Баба Вирса Сингх
становится для меня всё более привлекательным и доступным.
В 18 часов, по заведённой традиции, мы собираемся
у павильона со скульптурой Иисуса Христа. Зажигаются 125 свеч, в основном
детьми. Подходят по одному к святому, склоняются ниц, затем к деве Марии. И
начинается служба. Представители мусульман, католиков-христиан, иудаистов,
иудеев и наша Татьяна от православных христиан читают молитвы, дети поют
псалмы.
Мэри совершает обряд освящения, и затем раздается
прасад (конфеты на основе муки и сахара или что-то другое).
Ночью с 12 до 4 часов я снова иду в хаван.