Юрий Мазнев - По родному краю и вокруг света
|
||||
Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа
| Творчество |
||||
Рубрики Вокруг света |
МазневТур – Южная Америка: Уругвай По
Уругваю 8 декабря, пятница Сальто – Пайсанду
(Уругвай), Переночевал
на окраине в лесопосадке и рано утром помчался по шоссе №3 в сторону столицы
Уругвая Монтевидео. Историческая справка. Уругвай – небольшое государство на
юго-востоке Южной Америки. Его территория лежит к востоку от реки Уругвай, за
что страна и получила свое название, на юго-востоке омывается водами
Атлантического океана, на юге - заливом Ла-Плата. Население Уругвая - около 3 млн.
человек, главным образом уругвайцы, потомки испанских колонистов 16-18 веков,
и более поздних переселенцев из Западной Европы (испанцы, итальянцы,
французы). Уругвай - одна из наиболее "белых" стран Латинской
Америки. В результате освоения новых территорий испанцами коренное население
Уругвая было почти полностью истреблено. Глава государства и правительства -
президент, избираемый населением путем всеобщего голосования на 5 лет.
Законодательный орган - двухпалатный парламент (Генеральная ассамблея),
состоящая из Сената и Палаты представителей, которые также избираются
населением на 5 лет. Основная достопримечательность –
столица страны Монтевидео - крупный банковский и финансовый центр, очень
разнообразный по своему облику город - классицизм здесь сочетается с широко
распространенным барокко, модернизм - со старыми постройками колониальных
времен. Ультрасовременные здания находятся в окружении парков и красивых
мостов, соединяющих берега великой реки. Интересны также термальные
источники, хорошо обустроенное океанское побережье. Территория
Уругвая, как и Аргентины, представляет собой в основном травянистую равнину,
которая называется пампой. Обилие озер, рек делает пампу естественным
пастбищем для скота. Ближе к дорогам встречаются поля, засеянные пшеницей,
кукурузой. Здесь я увидел цветущие подсолнухи, Оказывается они завезены были
не так уж давно из Европы. А еще меня порадовал цикорий у дороги.
Крупные собственники имеют
громадные усадьбы с элеваторами и сельхозтехникой. Сами они появляются в
хозяйстве редко Все работы выполняют наемные работники. Корма впрок не
заготовляют, за исключением случаев, когда траву сеют для продажи. Обычно
большие территории поделены на нагоны, и скот перегоняют с одного участка на
другой по мере поедания травы. Зимы
редко бывают холодными, если температура и опускается до 0° с, то всего на
несколько дней. 9
декабря, суббота Пайсанду
– Сан-Хавьер – Офир (Уругвай), Еду
по дороге с неплохим асфальтовым покрытием, но «велодорожки» отсутствуют В
городе Пайсанду пробыл недолго, лишь заехал в информационный центр да купил немного
продуктов. О существовании русской колонии местные жители хотя и знают, но
пояснить, как проехать к «русским бородачам», конкретно никто не смог. По
дороге не раз расспрашивал, куда повернуть и сколько километров проехать до русской
колонии. Наконец, через До
сих пор в городке жители помнят свои родословные, но поверхностно. Русские,
родились уже в Уругвае, и не все понимают русскую речь. И наоборот, «не
русские» могут объясниться на русском. В одном из магазинчиков мне
подсказали, где живет истинно русский – Николай Жильцов, 82-х лет. Он
действительно хорошо говорит по-русски и объяснил дорогу к староверам в Офир
(так называется местность, где они живут обособленно). От дороги, по которой
я ехал, нужно было повернуть направо и проехать В
полицейском участке мне даже выделили провожатого Вильсона Мендита, который
увлекается велоспортом. После знакомства с его семьей (жена Луиса, сыновья
Николай и Федерико) и плотного обеда мы и отправились в Офир. Местность
пересеченная, небольшая речка, поросшая небольшим лесом, и поле. Здесь
проживают 15 семей, в основном, состоящие в родстве. Это сюда приезжали из
Тобороче к своим родственникам Ануфриевы. Здесь живет сестра Анны Федоровны
Ануфриевой – Васса Федоровна Чупрова. Вот у
ее сына Марка я и остановился на денек. Сыновья Михаил и Яков с отцом только
что закончили сев бобов и собрались в баню. Женщины хлопотали по хозяйству:
стирали, убирали двор, что-то стряпали. Михаил,
19-ти лет, только что женился на молоденькой, 15-ти лет, девушке из Боливии.
А вообще у Марка и Вассы (жена имеет такое же имя, как свекровь) семеро
детей, трое сыновей и четыре дочери. Некоторые живут здесь, другие на Аляске
или в Боливии. Живут
неплохо. Хорошие урожаи дают ячмень, пшеница, бобы, кукуруза. Сажают
картофель. Вера та же, что у староверов
в Боливии и Бразилии, к которым я заезжал. Те же быт, обычаи, традиции. Может
быть даже построже. Нет ни телевизоров, ни приемников. Пост соблюдают все.
Есть своя моленная. Первым наставником является тесть Марка, вторым – Марк. 10
декабря, воскресенье Офир
– Сан-Хавьер – перекресток 3 и 14-й дорог (Уругвай), Кажется,
я утомил Марка своими вопросами, и, сославшись на усталость, отправился спать
в сад. С
утра мы продолжили беседу. Я снова, в который уже раз в этом путешествии,
задаю Марку вопрос: «Как ваши предки и вы сохранили уклад жизни, который у
нас давно уже утрачен? Как вы воспитываете своих детей, а теперь уже и
внуков, чтобы они не подверглись влиянию соблазнов современного общества:
стремления к удовольствиям, легкой жизни? Марк,
человек прямой, самоуверенный , рассуждает так: -
Наши деды, отцы, бабушки, матери всегда подавали нам пример выполнения
заповедей Божьих, добропорядочности, совестливости. - Они
ограждали нас от плохих людей, привычек путем поселения вдали от городов,
отдельными колониями, не смешиваясь с другими национальностями. Не
приобретали телевизоров, компьютеров, радио, не выписывали газет и журналов. -
Браки заключают в молодом возрасте, женихов и невест подыскивают среди
единоверцев из других колоний, чаще всего в Боливии, Бразилии, США и на
Аляске, Аргентине. -
Девочек воспитывают хозяйками по дому, чтобы умели все, что необходимо для
создания многодетной семьи. Мальчишки же с малолетства познают мужской труд в
поле, с техникой, землей, домашними животными. -
Учатся дети дома у родителей и старших сестер и братьев русскому языку (дома
говорят только по-русски), математике. Государственную испанскую школу
посещают по усмотрению родителей. В Офире дети испанскую школу в соседнем
населенном пункте не посещают потому, что одна из учителей отрицает Бога и
внушает это ученикам. -
Считают себя русскими и гордятся своей причастностью к России, хотя
большинство не бывали там. Это можно назвать «зовом предков», что передается
детям с молоком матери. - Все
живут на глазах друг у друга и стыдятся плохие поступки, а если такое
случается, то осуждения окружающих не избежать. Все
это в целом приводит к тому, что к 25 годам молодые мужчины и женщины сами
становятся носителями родовых обычаев и традиций и стараются передать своим
детям. Приятно
видеть и слышать, как многодетные отцы и матери с благоговением обращаются к
своим родителям и старшим, просят совета или благодарят за помощь. Быт
староверов включает ежедневную постоянную работу и полный отдых по
праздникам. Например, в воскресенье после службы в моленной, делать ничего не
принято. Все одеты чисто, нарядно, собираются у тяти и мамы дети, внуки и
правнуки. Как
раз такую картину я и застал у Чупровых. Женщины, девушки в длинных
сарафанах, зауженных на груди и широких книзу, в платочках завязанных вокруг
головы. Девочки носят косы и такие же, как у женщин, сарафаны. Мужской пол в
вышитых рубахах с пояском. Я был
одет так же и ощущал общность со всеми. Сейчас
наступил пост, но пища у жителей Офира такая же разнообразная и вкусная, хотя
и без мяса, жира и молочных продуктов. Среди нет толстых, жирных, и живут они
здоровее и дольше. Правда,
молодежь охоча до дела, не очень бережется. Бывают случаи, что надрываются.
Лечатся баней с эвкалиптом и массажем, в том числе и самомассажем. Кофе,
чай, матэ не пьют, кипяток заваривают травами и листьями разных кустарников.
Из напитков распространены квас и свекольник. Едят сами (не в пост), возят на
базар домашний сыр, творог, сметану. У
Чупровых около ста коров, бычков, телят, куры, утки. Доят несколько коров,
остальные кормят молодняк. Как я
уже говорил, в Офире проживает 18 семей. Было больше, но разъехались. Все они
давно породнились, но хозяйство ведут каждая семья отдельно. И купленной
земли у всех разные площади. Некоторые имеют десятки, а некоторые сотни
гектар. У Чупровых своей земли Земля
плодородная, сеют два раза в год, так что живут неплохо. Вот мечтают поехать
в Россию. А богатство излишнее ни к чему. Дети, научившись всему у родителей,
сами могут прокормить себя. Собравшиеся
близкие родственники были обращены взором ко мне, как бы ожидая каждое слово,
сказанное о их исторической родине. Я подарил им оставшиеся у меня открытки,
Володины притчи, детям - монетки. А хозяйка
Васса вынесла мне хлеба, испеченные накануне. Зачем так много? Марк
многозначительно сказал: «Не ты повезешь хлеб, а хлеб – тебя». Эту мудрую
пословицу я услышал не в первый раз. Хлеб почитается превыше всего. Вот
так завершился мой круг посещений староверов, и для меня они были уголком
России в этом путешествии. Я, словно, побывал в Поиме 50-х годов среди своих
родных и односельчан, с характерным старинным говором (съедающим букву «е» -
не думашь, не получатца, не хватат и т.д.), незамысловатым бытом и крепкой
верой в Бога, той, которая им досталась от предков и которую они сохранили до
сей поры. Молодежь
воспитывается в здоровых, материально скромных условиях. Здесь во всем
проявляется уклад русской жизни, обостренное чувство своей национальной культуры. По
знакомой дороге доехал я до Сан-Хавьера, попрощался со вчерашними знакомыми и
по 24-й дороге продолжил путь к Монтевидео. В г. Юнг перекусил, отдохнул и
еще Ночевку
устроил на пересечении дорог №№ 3 и 14 возле заправки в сосновой посадке. 11 декабря, понедельник Перекресток – Тринидад –
Сан-Хосе (Уругвай), Продолжаю
путь к Монтевидео. Дорога проходит по волнистой равнине, расположенной в зоне
субтропического мягкого и влажного климата. Кругом бескрайные пастбища и
множество рек, озер, прудов. Эти благоприятные условия и позволили
европейским переселенцам заняться животноводством. Они завезли крупный
рогатый скот, овец, лошадей, которые быстро размножались и давали большое
количество мяса, кожи, шерсти. В настоящее время более половины всех
сельскохозяйственных угодий принадлежит крупным помещикам-скотоводам. Их
чернорабочей силой являются батраки и пастухи – гуачо, происходящие от браков
испанцев с индейскими женщинами. В
этот день и я спешил, довольно много проехал и очень устал. Спал среди
зарослей кустарника на траве в окрестностях Сан-Хосе. 12 декабря, вторник Сан-Хосе – Монтевидео
(Уругвай), В
административном отношении Уругвай делится на департаменты. Сан-Хосе является
центром одного из них. Он же – передаточное звено между зоной
сельскохозяйственного производства и трюмами океанских пароходов. Шерсть,
мясо, кожа поставляются в США, Англию, Германию и другие страны. Не
задерживаясь в городе, я проследовал транзитом. Возможно
вечером буду в столице Уругвая – Монтевидео, но ничего не сказал об этой
стране и ее жителях. Уругвай самое маленькое из южноамериканских государств
по территории и населению. Индейцы
Уругвая (самое большое племя – чарруа) находились на низкой стадии развития:
не знали металла, не приручали животных. Основным их занятием были охота с
помощью копья, лука и рыболовство. Процесс
колонизации сопровождался варварским истреблением индейских племен. Последние
чарруа исчезли в начале 30-х годов 19-го столетия. Около
90% населения современного Уругвая составляют потомки европейских иммигрантов
и лишь 10% - испано-индейские метисы. 80% населения проживает в городах. Территория
Уругвая была «яблоком раздора» между Испанией и Португалией на протяжении
двух веков, и только в 1776 году Уругвай вошел в состав испанского
королевства Ла-Плата.. Конец испанскому владычеству пришел в результате
национально-освободительной борьбы, которую в 1811 году возглавил патриот
Хосе Гервасио Артигас. В
1828 году Уругвай был признан независимым государством. В
Монтевидео много исторических памятников, и среди них памятники национальному
герою Хосе Артигасу, колонистам-переселенцам («Фургон», «Дилижанс»), «Гуачо»
и др. Но
это все впереди. А сегодня я доехал до пригорода Монтевидео и после долгих блужданий
наконец разыскал по адресу дом семьи Жильцовых, где и заночевал. 13 декабря, среда Монтевидео, По
настоящему знакомство состоялось утром. Хозяин дома Степан Степанович, мой
ровесник, родился в Уругвае в семье русского эмигранта. В Сан-Хавьере окончил
школу, затем поступил в Московский энергетический институт. Здесь и
познакомился со своей будущей женой Алехановой Марией Ивановной. Во время
учебы в институте у них родился сын Андрей. Десять
лет назад под Монтевидео они купили Сын
Андрей занимается пчеловодством. Одна пасека в саду при доме, а другая –
семей на 150 находится в Степан
Степанович на пенсии, но как электрик, пользуется спросом в пригородном
поселке. То проводку надо провести, то автомат защиты починить. Вот и
сегодня его пригласили в местном магазине заменить лампы освещения. До обеда
часть работы была выполнена. А после обеда мы занялись установкой вощины на
рамки. Операция не сложная, но требует внимания. Пчелы не любят халтуры. За
делом и разговорами и время летит незаметно.
К
вечеру на автомобиле приехали Андрей и его товарищ и привезли несколько бочек
меда. С помощью ворота сгрузили их, а вечером пили чай с душистым прозрачным
медом. А еще
была экскурсия по саду, во время которой Мария Ивановна подробно и с
гордостью рассказывала о каждом дереве, посаженном своими руками. Под одним
из них я и расположился: поставил палатку, разложил вещи и успел при свете
фонарика написать несколько строк. 14 декабря, четверг Монтевидео, Сегодня
с утра небо хмурится, ветрено. Андрей на пасеку не поехал, и мы с ним
разговаривали на разные темы. Он рассказал об отличительных признаках
населения Уругвая (в частности о малом числе коренных жителей, которые были
истреблены испанскими завоевателями, о разнородности эмигрантов и т.д.),
природных особенностях страны, о своем занятии пчеловодством, о поездке в
Россию и США. А
после обеда я с Марией отправился в русский клуб им Горького, куда были приглашены
накануне. Встретили нас приветливо, сразу посыпались вопросы со всех сторон.
Марину Соломка, год назад приехавшую из г. Сумы, интересовала спортивная
сторона путешествия, Надежду – как я общался с русскими и их потомками в
Южной Америке. Корольков
Вадим Владимирович поведал историю о своих близких родственниках. Дядя и отец
его служили в одном полку, воевали в 1-ю мировую войну с немцами. Когда, с
началом революции, в части начались братания, одни стояли за свержение царя,
другие – за сохранение монархии. Командование предложило разойтись всем мирно
в разные стороны. Дядя ушел на север, а отец на юг, в белую армию. Дядя
воевал потом в ВОВ и дослужился до генерала. А отец (кавалерист) через Крым
ушел в Югославию, в конце концов, оказался в Уругвае, и здесь, в Сан-Хавьере,
и родился мой собеседник. Ольга Санина, вице-президент
клуба, посетовала, что клуб в силу политических и экономических причин
утратил былую значимость. От двух сотен участников клуба прежнего состава
осталось всего два десятка. Одни из них разбрелись по другим объединениям (в
период 11-летнего правления военных деятельность клуба была под запретом),
другие отсеялись в силу экономических трудностей – участники клуба делают
членские взносы.
Сегодня они собрались
отметить наступающие праздники коллективным ужином. Перед уходом я поздравил присутствующих
молодых и пожилых мужчин и женщин с наступающими праздниками - Рождеством и
Новым годом и пожелал от имени коллективов клубов «Космос» и «Пилигрим»
крепкого здоровья, благополучия и счастья. Ответное приветствие записал на
видеокамеру и вручил каждому визитку с наименованием сайта, где можно
ознакомится с дневниковыми записями и фотоснимками путешествия по Южной
Америке и, в частности, нашей встречи. И еще
сказал, что мы всегда о них помним и рады будем видеть у себя в Москве. Домой
вернулись поздно и под дождем. По дороге в клуб, взамен развалившихся
кроссовок, купил кожаные сандалии за 690 песо (с рублем песо идет один к
одному). 15 декабря, пятница Монтевидео, И
снова солнце. Сижу в саду, загораю и пишу дневник. Мария
Ивановна занимается с девочкой уроками, Степан Степанович что-то конструирует
во дворе, а Андрей рано утром уехал на пикапе с прицепом на пасеку. Сейчас
пора качать мед, и он несколько дней будет работать до упаду, Мед разный
(эвкалиптовый, клеверный, сборный), но такой же вкусный, как и у нас. После
обеда приехал советник посла РФ в Уругвае Дмитрий Белов, и мы отправились в
автомобильную экскурсию по старому городу. У отдельных зданий, памятников мы
останавливались, и Дмитрий рассказывал об исторических вехах Уругвая. Вот
памятник национальному герою Уругвая генералу Артигасу, возглавившему
движение за освобождение восточных провинций Аргентины от испанских
колонизаторов. Судьба его сложная. Умер он в Парагвае, и сейчас находится в
мавзолее под памятником. Скульптурная группа – застрявшая в болоте повозка с
переселенцами – показывает, с каким трудом первые колонизаторы – испанцы и
итальянцы – осваивали незаселенные пространства в начале 19-го века. Говорят,
первых переселенцев было 33, и есть департамент и город, которые называются
«33». Другие говорят, что это выдумка масонов, для которых эта цифра
священна. Масоны сейчас занимают важные позиции, и нынешний президент –
действующий масон. Интересен
памятник, посвященный индейцам коренной народности – племени чарруа. Племя
было очень воинственным, что привело к полному истреблению его уже к концу
19-го века. Любопытный факт, на всемирную выставку, состоявшуюся в Париже в
1829 году и памятную тем, что к ее открытию была построена Эйфелева башня, и
именно тогда Россия подарила Франции мост, называемый мостом Александра,
Уругвай привез семью индейцев, и на выставке они сидели в клетке, на них
смотрели, как на зверей в зоопарке, посетители всемирной выставки. К
сожалению, все это печально кончилось, организаторы выставки про них забыли,
и индейцы спустя какое-то время умерли, о них никто не заботился. Вот в
память об этой семье и был создан этот памятник. В
центре сохранен фрагмент городской стены. Украшает эту часть города здание,
построенное для деловых целей в период экономического расцвета Уругвая в 1929
году. В то время это была самая высокая постройка – А
вообще г. Монтевидео самое спокойное место в Южной Америке, недаром здесь
сосредоточены крупнейшие банки, сюда приезжают доживать свой век богатые
люди. Кстати, здесь сейчас живет правнук Л.Н.Толстого, приехавший из Парижа
после смерти жены. Он известный человек в писательском кругу. К сожалению,
посетить исторический музей мы не успели и завершили экскурсию посещением
ресторанчика, где отведали рыбу камбалу, запеченную в тесте с пивом. Борис на
редкость приятный собеседник и очень добрый человек. Я думаю, что не раз буду
его вспоминать и рассказывать о нем. Забыл
сказать о дереве с огромными корнями – фикусе, завезенным из Австралии. 16 декабря, суббота Монтевидео – г. Колония
(Уругвай), (автобус, Этот
день был посвящен сборам. Мария Ивановна, вспомнив своих родителей,
родственников, с которыми потеряла связь, подругу, все эти дни тосковала. Это
было видно по всему. Мы рассматривали фотографии, вспоминали места в России,
знакомые нам обоим. Кстати, Мария родом из Мордовии, из села Сасово, что
находится на границе с Пензенской областью. Она пыталась понять, что сейчас
происходит в России, как мы живем, какие трудности и радости переживаем.
Причем вопросы она задавала конкретные, и порой я затруднялся с ответами. Чтобы
помочь восстановить прерванные связи, я подробно записал сведения о мужа
родственниках и ее и мужа, с надеждой разыскать их по приезду. Андрей
все-таки вывез меня к своим друзьям-пчеловодам и познакомил с технологией
изготовления вощины, с оборудованием, которое изготовили собственными силами
и которое изготовляют на заказ. Это целое предприятие, хотя и небольшое по
количеству занятых работников, но занимает второе место по продукции, которая
идет на экспорт. Правда мед ценится низко – всего 1 доллар 19 центов за Андрей
отвез меня на автостанцию и посадил на автобус. Чтобы переправа через р.
Ла-Плата была дешевле, Дмитрий Белов вчера помог взять билет комбинированный:
автобусом надо поехать до г. Колония, а там пересесть на паром (там ширина
реки значительно уже). Разница в стоимости билета (1100 песо напрямую и 650 –
через Колонию) составляет 450 песо. Значит, я сэкономил около 500 рублей. Во
время двухчасового плавания я ходил по палубам и наблюдал за публикой. Здесь
все рассчитано на удобное времяпровождение: удобные кресла, буфеты,
рестораны, игровые, телевизоры. Многие
расположились прямо на верхней палубе большими группами и парами, в одиночку.
Общее оживление – обрывки песен, разговоров, вспышки фотоаппаратов и сполохов
приближающейся грозы. Постепенно
небо над Буэнос-Айресом сгустилось, молнии стали отчетливыми. Но мы были уже
в порту. Грянула
буря и с ливнем, и все это продолжалось всю ночь и утро. Морской вокзал в 2 часа ночи
закрыли, и я вынужден был стоять до утра под каким-то навесом в луже в своих
новых сандалиях. Только утром я добрался до Троицкого собора. Продолжение
следует... См. также: Южноамериканский дневник: 1
2 3
4 5 6
7 8
9 10 11 12 13 14 15 16 17 Цели и интересы | Схемы маршрута | График прохождения маршрута | Поддержка друзей 1
этап (российский) – Владивосток –
Чита – Красноярск – Екатеринбург - Москва 2 -
(европейский) – Москва – Финляндия
– Швеция – Дания – Германия - Нидерланды – Бельгия – Франция - Испания 3 -
(североамериканский) – Бостон –
Сан-Франциско 4 -
(австралийский) – Брисбен - Перт
5 -
(южноамериканский) – Перу – Боливия – Бразилия –
Уругвай – Аргентина 6 – (африканско-средиземноморский) – Тунис – Египет – Иордания – Сирия – Ливан 7 –
(непальско-индийский) – Катманду –
базовый лагерь Эвереста - Лумбини –
долина Ганга - Дели 8 -
(трансгималайский) - Монголия – Китай –
Тибет - Алтай 9 –
(средиземноморский) – Италия 10 –
(средиземноморский) – Сербия - Черногория
|
|||
Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа
| Творчество |