Юрий Мазнев - По родному краю и вокруг света
|
||||||||||||||||||||
Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа
| Творчество |
||||||||||||||||||||
Рубрики Вокруг света |
МазневТур – Южная Америка: Боливия В
староверческой общине 3 ноября, пятница Уросони – Монтеро – Санта-Крус (Боливия),
Здесь прошли большие дожди, все вокруг
залито водой. Бурно растет трава. Сочных кормов для скота предостаточно, воды
вдоволь. Вот и пасутся коровы и быки в больших загонах, быстро прибавляя в
весе и давая высокие надои молока. Утром я вышел во двор, когда отец и зять –
мужчины семейства - доили коров. Всего я насчитал 46 голов, вместе с
телятами. Сад запущен, не хватает свободных рук. Молоко сдают на завод
сыроделания. Поблагодарив хозяйку за приют, я покатил
дальше. Про дорогу нечего говорить – лучше не бывает. Погода тоже
благоприятна, солнце закрыто плотными облаками, правда влажность, большая.
Еду, а мысли неотступно связаны с предстоящими встречами. Как примут?
Последние годы староверов часто навещали наши журналисты и газетчики и писали
бог весть что. Не все принималось положительно. Одновременно вспоминаю своих предков –
староверов-спасовцев: деда, бабушку, родителей, родственников, единоверцев.
Они были связаны не только одной верой, но и ремеслом: кожевенным, сапожным,
шорным. Трудились неистово, славились мастерством и порядочностью. Никого не
обманывали. В воскресные дни и двунадесятые православные праздники
обязательно ходили на службу в моленный дом. Праздники отмечали застольем и
старинными песнями. В роду Мокеевых пели все. Кое-какие традиции сохраняются
и поныне. Но помирают старшие поколения, а преемственности не получилось.
Молодые ударились в пионерию, комсомолию. Иссякает наша древлеправославная
вера. А вот здесь, в Боливии, да и в других
странах, где я побывал (США, штат Орегон, Австралия) староверы продолжают
сохранять в неприкосновенности свою веру, язык, одежду, еду, привычки, игры и
др. Так в думах не замечаешь, как летят
километры. А между тем я еду по основному району Боливии, где выращивали
кустарник – лист коки и в лабораториях изготавливали кокаин. Говорят, что они
и сейчас есть в подполье. А лист коки свободно продают на рынке. Из него же
делают чай-матэ. От Монтеро ветер в спину. После обеда
въезжаю в Санта–Крус на центральную площадь (Площадь 24 сентября) и сразу в
Министерство культуры и туризма – в информационный центр. Получил у сеньориты
карту города, с её помощью связался по
телефону с товарищами, рекомендованными консулом в Ла-Пасе. Более отзывчивым оказался Баянов Михаил
Салаватович, 11 лет назад с семьёй (женой
Ириной и сыном Виктором)
приехавший из Уфы. Он практикующий
врач – сердечно-сосудистой хирургии. Договорились встретиться вечером у него на работе. Вот так и познакомились. Он быстро вошёл в
курс моих проблем. В первую очередь устроил в дешёвую, но с душем (правда,
холодным) гостиницу и пригласил после отдыха часов в 22-23 поужинать. Приехал за мной вместе с женой и сыном.
Ужинали в хорошем ресторане. Ели салаты,
чураску – мясо, приготовленное на углях, пили пиво. Всё было вкусно. Ирина с вниманием слушала мои путевые
рассказы, забавные истории. Михаил то вступал в беседу, то отвлекался на
звонки, общение с официантами. Играла музыка, певец исполнял испанские песни.
Мы потягивали холодное некрепкое пиво и
не заметили, как вечер подошёл к концу. Виктор выехал с родителями совсем
маленьким и всё время учился в испанской школе. На русском говорит только
дома. Алфавит знает, но читает плохо. Отец думает, как бы его подучить, но не
имеет учебных пособий по русскому
языку. Просил, если у меня есть возможность, прислать, начиная с 1 по 10
классы. Назавтра наметили план действий. Спал я крепко, видимо пиво подействовало
как снотворное. 4 ноября, суббота Санта-Крус – Монтеро – Чане - Тобороче
(Боливия), C утра навестили
Андрея Бочкарёва, лежащего в гипсе в одной
из гостиниц города. Ехал на мотоцикле, столкнулся с другим мотоциклистом и
переломал ногу в двух местах. При нём в номере его жена с двумя детьми,
маленькому – несколько месяцев. Молодая мама, на вид совсем как девочка,
качает малыша в малюсенькой зыбочке на кровати. Парню тоже лет 20-22. Он то и рассказал, как проехать в его
деревню Тобороче. По его словам, рядом находится небольшой посёлок в 5-6
домов отдельно. А ещё за Михаил тут же нарисовал схему с испанскими
названиями населённых пунктов: Santa-Cruz --->
Warnes ---> Montero
---> Minero --->
Chane ---> Toborochi После этого пили кофе и ели салтени в его
кабинете. Салтени – боливийское изобретение: пирожки с запечённым внутри
мясом и овощами. Проделываешь ложечкой отверстие сверху, извлекаешь
содержимое и закусываешь хрустящей выпечкой. Все это сопровождалось беседой на разные
темы. О политике и положении в Боливии, жизни простых людей. Совсем коротко. Нынешний президент Боливии – Эво Моралес –
первый президент-индеец за всю историю Латинской Америки. Стоит на позициях
социалистической партии с коммунистическим уклоном. Находится под сильным
влиянием президента Венесуэлы Чавеса и Фиделя Кастро. 74 процента населения неграмотны, не умеют читать и
писать, это в основном индейцы, семьи которых многочисленны, как правило, 10
и более детей. К проблеме обучения молодёжи подключена международная
организации ООН – «ЮНИСЕФ». В обществе растут противоречия. Например,
направляемые с Кубы молодые врачи
(наскоро подготовленные) преподносятся как бескорыстная помощь. На
самом деле, тысячи своих специалистов становятся безработными. Хозяевами
жизни являются крупные землевладельцы и предприниматели, у которых
сосредоточен капитал. Между делом Михаил осмотрел мою аптечку,
укоризненно покачал головой. В Южную Америку надо готовиться посерьёзнее.
Он пополнил её антибиотиком –
цикрофлоксацином (инъекции), кремом от
солнца, таблетками на случай отравления и др. Михаил расспросил о моём здоровье. Дал
совет, как продлить умственную деятельность, в частности через питание и
составил такую табличку:
Съездили
в большой супермаркет, купили некоторые продукты. Выяснили, что есть
баллоны под мою газовую горелку, куплю при возвращении в Санта–Крус. Мой покровитель пообещал купить билет на
поезд на 15 ноября до границы с Бразилией. А там его друг, португалец,
знающий русский, поможет мне добраться до Сан-Пауло. Михаил на прощанье просил в случае чего
звонить и вернуться из Тобороче 14 ноября. Он хотел бы сводить меня в
городской зоопарк и познакомить с фауной Южной Америки. С прекрасным
настроением я отправился по знакомой дороге в Монтеро и через 2,5 часа был
уже там. Столько же потребовалось,
чтобы доехать до Чане. Далее асфальт закончился и пошла грунтовка. Вернее
глиняная пыльная дорога. К моему счастью, была сухая погода, в дождь на
велосипеде по скользкой дороге не добраться. Перед селом остановился на ночлег в
посадке. Было уже поздно и не хотелось на ночь глядя беспокоить людей. Итак, от Санта-Круса до Монтеро -
км, от Монтеро до Минеро – 25, от Минеро до Чане – 20. При выезде из
Чане справа заправочная, от неё через 5 ноября (вскр.) – 14 ноября (вт.) Тобороче (Боливия), Я уже на месте и не спешу со сборами. Тем
более в воскресенье с утра идёт служба в моленном доме. Проехал по боковым дорожкам и посмотрел,
чем заняты поля. Кукуруза, соевые, бобы, сорго. Деревня небольшая, усадьбы расположены
поодаль друг от друга, много фруктовых деревьев и цветов. Заехал в первый
двор и оказался в обществе трёх женщин, одетых по-воскресному в белые рубашки
и длинные до земли нарядные сарафаны. Старшая из них,
Фотинья Петровна Мурачева, 77 лет, назвалась сама и представила своих дочерей
Татьяну и Ирину. А вскоре подошёл и зять, муж Ирины – Мартемьян Федорович Ануфриев, хозяин этого дома и
староста деревни. После знакомства и
выяснения цели приезда мне было разрешено пожить у них столько, сколько
захочется. Чтобы особо не надоедать, я расположился в
саду, в тени деревьев поставил палатку, рядом вода и баня – помылся,
постирался. И постепенно зажил деревенской жизнью. Познакомился со многими жителями села,
взрослыми и детьми расспрашивая их обо всём и слушая, ходил в гости, в школу,
в моленную, ездил в поля. Старался изучить и понять их нравы, обычаи, законы,
способность к выживанию в новой среде. Из 18 семей, проживающих в деревне
Тобороче, 10 связаны родством. Степан Еронович и Фотинья Петровна Мурачевы
старшее поколение. За ними идут дети: 2 сына и 4 дочери, имеющие свои семьи и
дома. Из 36 внуков трое выделились и живут рядом. А с правнуками род
Мурачевых насчитывает 71 человек. Мурачевы старшие, будучи еще семилетними
детьми, ушли с родителями из России (село Бикин Хабаровского края) в
Манчжурию во время коллективизации. После 1945 года взрослых мужчин
арестовали и отправили назад, многие потом пропали без вести. Остальные в
1948 году попали в Гонконг, а затем в Бразилию. Здесь родилось 2-е поколение
Мурачевых. Мытарили, искали хорошую землю, брали в
аренду, пока не нашли подходящее место
в соседней Боливии. В 1981 году старейшины Ефим, Фадей, Никита, Степан
сначала арендовали, а затем выкупили часть земли в урочище Тобороче. Сначала
сеяли рис, разрабатывали участки и вот уже 15 лет выращивают соевые бобы. Пионером, застрельщиком создания новых
сортов бобов явился Мартемьян Ануфриев. Показывая свои опытные участки, он
рассказал, с чего начинал, как ему помогали опытный агроном из боливийцев, а
затем сын Степан скрещивать местные виды бобов с американскими (США)
семенами. Добились хороших результатов – семена Мартьяна получили марку
«Агро-Кочете» («кочете» – толстощёкий) и товарный знак – бобы сои на фоне
зелёного поля в диске восходящего солнца. Семена улучшались, получили широкую известность
и теперь закупаются не только боливийскими земледельцами, но и соседними
странами. В этом году Мартемьян стал выдающимся человеком (в числе пяти) года
в сельском хозяйстве Боливии. Не сразу пришли признание и слава, были
неудачи и падения, ещё не все долги выплачены. Но он энергичен, полон новых
замыслов. Сейчас у него более тысячи гектаров земли, пункт по очистке,
сортировке и сушке соевых бобов. Он нанимает до 30 работников из числа
боливийцев соседних деревень и снимает по 2 урожая в год. Им применяются новые аграрные технологии:
подготовка полей к посеву путём орошения «гливосада» (убивает вредителей-
насекомых и все сорняки), посев семян без вспашки земли, использование
«транженико» – безвредного для бобов вещества и др. Мартемьян возил на своём вездеходе к 19
прудам (каждый из них позволяет выращивать до 1000 особей паку-рыбы, живущей
в Амазонке) и демонстрировал рыб вживую. А ещё у него птичник, сад манго и пальм. Кроме того, Мартемьян избран на сходе старостой
и выполняет важные общественные обязанности: ·
разбирает
на сходах и спорные дела односельчан и принимает решения, обязательные для
спорящих сторон; ·
если
возникают конфликты с соседями–боливианцами, встречается со старостой с их
стороны; ·
решает
хозяйственные вопросы по устройству села, водоснабжения, электрообеспечения,
дороги и многое другое. Под стать ему работящая и всегда весёлая
жена Ирина. Стадо коров, 500 цыплят, изготовление домашнего сыра, продажа
продуктов боливианцам – всё на её
плечах. Сын Степан с утра до вечера на полях, он
теперь главный агроном. Две дочери Мериме и Ольга учатся в
соседних городках. Дети в деревне занимаются в испанской
школе до 8 класса. Русскому языку учат в семьях с малолетства. Раньше с ними
занималась по своей инициативе Прасковья, учила письму и истории России. Дети с
удовольствием со мной общались, приходили почти каждый день послушать сказки,
посмотреть открытки, видеозаписи наших летних походов. Каждому из них я
вручил открытку с видами Москвы и надписью «На память…» Очень ко мне
привязался Андрей, 10-летний мальчик, сын Татьяны Молодых. Просил прислать
ему русские сказки, которые очень любит. Каждый день я навещал Степана Марычева,
который до недавнего времени был наставником староверов деревни. В ходе общения выяснилось, что у них древлеправославная Христова
кафолическая вера, очень схожая с нашей «Спасово согласие». Возглавляет
согласие выборный наставник, службу проводит в моленной, крестятся
двуперстием.
Иконы, как у нас, деревянные, но больше
меднолитые. Распространены иконы Николая Угодника, трех святителей Василия
Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Из книг у Степана я встретил служебные и
праздничные: Воскресный Шестоднев на 8 голосов, Ирмосы, Евангелие
престольное, Страсти, Григорьево введение, Устав, Кормчая, Потребник, Устав
житейский, Псалтырь. Книги напечатаны в США. В моленную ходят все, от мала до велика.
При входе в моленную делают три поклона и говорят «Боже милостив буде мне
грешному, создав вы мя, Господи, и помилуй мя, без числа согрешив, Господи,
помилуй и прости». При встрече приветствуют друг друга «Здорово живёте». Чтобы не возбуждать присутствующих, в
моленную я не заходил, а наблюдал через открытую дверь происходящее там. Иконостас
выполнен в виде большой полки через всё помещение, на которой установлены
иконы и кресты. Службу вёл Никита Ревтов - новый наставник. Женщины одеты в
сарафаны и покрыты платками с кистями. Мужчины - в черные накидки. У каждого
лестовка и коврик для поклонов. Женщины и девушки большие
мастерицы-рукодельницы. Многие из них вышивают на пяльцах. Ольга Ревтова
показывала мне такие занавески к иконам, что невозможно оторвать глаз. До
чего же красивые узоры! Теперь Ольга и другие освоили новые виды
рукоделия – разрисовывают узоры водостойкими красками. Платки, лестовки женщины переправляют для
продажи в США и имеют неплохой приработок. Мужчин-староверов в армию служить не
берут, своих боливианцев хватает. Носят мужчины рубахи (праздничные с
вышивкой) и пояски. Ирина Ануфриева подыскала и мне рубаху, которую я одевал
в деревне. А Фотинья Петровна сшила лестовку и вручила перед отъездом. Девять дней пролетели быстро, и было жалко
расставаться. Ведь я вернулся в свое детство. Меня окружали люди, так похожие
на деда и бабушку. Жители села имеют много родственников,
проживающих как в Боливии, так и в других странах. Мартемьян дал адреса своих
родственников в Бразилии и Уругвае. Староверы в Бразилии: Деревня Санта–Крус (не
доезжая до Пальмиры, мост через р. Каню
– повернуть влево и через Штат Парана, г.
Куритиба, Панта-Грос. В Панта-Гросе, в старом центре – садике в понедельник и
пятницу можно встретить русских (приезжают торговать). Староста в деревне –
Иван Ануфриев (дядя Мартемьяна). Есть ещё деревня по
дороге на Бразилию – г. Примовера,
дер. Мосопе. Там жил Мартемьян до переезда в Боливию в Староверы в Уругвае: Не доезжая г. Пайсанду –
колония Сан-Хавьер. (Camino
de fos barbudos – дорога
бородачей). В
14 ноября я вернулся в Санта-Крус. 15 ноября, среда Санта-Крус – Пуэрто-Суарес - Корумба
(Боливия), В 9 час встретились с доктором Михаилом. На
вокзале купили билет до пограничного пункта
Пуэрто-Суарес, затем съездили в супермаркет за газовыми баллонами и
продуктами. В Бразилии все продукты, в том числе и фрукты, дороже в 3-4 раза. Вместе пообедали курицей с рисом. В
перерывах между делом беседовали о политике, экономике, литературе. Михаил
любит читать на испанском бразильского классика писателя и психиатра - и пересказал несколько отрывков из его
произведений. По его утверждению «Следы на песке» написаны тоже им. О моих занятиях с детьми туризмом и
краеведением отозвался с похвалой. По его сведениям, 27 тысяч детей в России
ежегодно умирают от прямого воздействия наркотиков. Это, прежде всего,
брошенные дети. Сейчас ряд международных детских организаций активно заняты
этой проблемой. Посоветовал в работе с детьми искать поддержку у них.
После обеда Михаил помог мне сдать багаж и
проводил до поезда. Подбодрил в дорогу и дал координаты своего коллеги по
имени Вальдо, который должен меня встретить на границе и отправить в
Сан-Пауло. Да, вместе мы посмотрели сайт, только что
созданный братом Володей, и были удивлены его оперативностью. Ехал в вагоне кресельного типа. Место у
окна способствовало лучшему обзору прилегающей к железной дороге местности.
Леса, луга, пастбища. На станциях местные жители атакуют вагоны с фруктами,
пирожками, водой. Продолжение
следует... См. также: Южноамериканский дневник: 1
2 3
4 5 6
7 8
9 10 11 12 13 14 15 16 17 Цели и интересы | Схемы маршрута | График прохождения маршрута | Поддержка друзей 1
этап (российский) – Владивосток –
Чита – Красноярск – Екатеринбург - Москва 2 -
(европейский) – Москва – Финляндия
– Швеция – Дания – Германия - Нидерланды – Бельгия – Франция - Испания 3 -
(североамериканский) – Бостон –
Сан-Франциско 4 -
(австралийский) – Брисбен - Перт
5 -
(южноамериканский) – Перу – Боливия – Бразилия –
Уругвай – Аргентина 6 – (африканско-средиземноморский) – Тунис – Египет – Иордания – Сирия – Ливан 7 –
(непальско-индийский) – Катманду –
базовый лагерь Эвереста - Лумбини –
долина Ганга - Дели 8 -
(трансгималайский) - Монголия – Китай –
Тибет - Алтай 9 –
(средиземноморский) – Италия 10 –
(средиземноморский) – Сербия - Черногория
|
|||||||||||||||||||
Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа
| Творчество |