Юрий
Мазнев - По
родному
краю и
вокруг
света
|
|
Главная | Сообщества |
Города и
веси | Вокруг
света | Природа | Творчество |
|
Рубрики Вокруг света Франция
+ Испания + Португалия Сев.
Кавказ +
Грузия + Армения |
Вокруг
света
поэтапно: Северный
Кавказ -
Грузия -
Армения АРМЕНИЯ 27
октября,
пятница
(Продолжение) Баграташен
И вот я в
древней
Армении. История
Армении
восходит к 9-6
вв. до н.э.,
когда ее
территория
входила в
состав
государства
Урарту. После
нашествия
хана Батыя на
армянскую
землю
пришли
войска
Османской
империи. Но самым
страшным
периодом
для армян
явилось
начало 20 века.
Весной 1915 года
началась
массовая
депортация
армян в Сирийскую
пустыню.
Отказывающихся
уезжать
убивали.
Резня
прокатилась
по всей
территории
Турции.
Коренное
население
Западной
Армении
было
истреблено
полностью.
Около 2 миллионов
армян
рассеялось
по миру. Некогда
обширная
страна,
простиравшаяся
в период
расцвета от
Средиземного
до Каспийского
моря,
сократилась
в 10 раз. В
настоящее
время
Армения –
небольшая
страна, по
площади в
полтора раза
меньше
Московской
области, с
населением 3
миллиона
человек.
Почти 90 %
жителей
исповедуют
христианство
и
принадлежат
к Армянской
апостольской
церкви.
Армения
стала
первой
страной,
которая на
государственном
уровне
приняла
христианство
при царе
Трдат III в 301-м
году). В с.
Баграташен
первым
делом зашел
в офис МТС,
чтобы
приобрести
местную
телефонную
флешкарту.
Мне повезло
–
сорокалетний
сотрудник
Азибектян
оказался
эрудированным,
знающим историю
и
современную
жизнь
Армении,
приятным в
общении
человеком.
Рассказал о
многих
событиях, о
которых я
знал
понаслышке:
о
землетрясении
1988 года, о Карабахе,
о
русских-молоканах
в Армении, об
укладе
жизни и
традициях
армян и др. И самое
главное, он
помог
скорректировать
маршрут до
Еревана, в
который
были
включены: -
часть пути
следования
Александра Пушкина
в Арзрум в 1859
году; -
населенные
пункты
проживания
русских
молокан –
Амракиц
(Кирово),
Пушкино, Лермонтово,
Фиолетово и
др.; -
природные
и
исторические
памятники и
достопримечательности. Избранный
мною путь:
Баграташен
– Алаверди –
Степанован –
Амракиц –
Гергер –
Ванадзор
(Кировокан) –
Лермонтово
– Фиолетово
– Дилижан –
Севан – Ереван,-хотя
и не прямой,
но отвечает
моим требованиям. После
затянувшейся
беседы на ночлег
расположился
вблизи
офиса на
зеленой
лужайке. 28
октября, суббота Баграташен
- Амракиц
(Кирово), 65 км, 5 ч С утра от
границы еду
по
глубокому и
мрачному
ущелью
вдоль реки
Дебед.
Остановился
около
небольшого
гидроузла, чтобы
посмотреть
на работу турбин
и
поговорить
с
оператором.
Он успевает
управляться
со станцией
и
одновременно
ловить рыбу
какими-то
замысловатыми
снастями. Издалека
вижу
городок с
корпусами и
трубами
металлургического
комбината и
химического
завода.
Работают
они
вполсилы, но
и тому рады
жители, что
есть
рабочие
места. Дорога
раздваивается.
Я переезжаю
по мосту на
другой
берег и по
извилистому
серпантину
около двух
часов
выбираюсь
пешком из
ущелья. Сверху
городок
выглядит как
на дне
пропасти,
островком
на фоне
пестреющего
красками
осени леса. Миновал
село Одзун и
рядом с ним
монастырский
комплекс
(основан в 6-м
веке, сейчас
реставрируется).
Внимание
привлекает
необычная
полуразрушенная
постройка –
на постаменте
в арках
установлены
две стелы, к
которым ведут
ступени. Уже совсем
стемнело,
когда я
подъехал к
Степановану,
и надо бы
остановиться.
Но меня как
магнитом
тянуло к
селу
Амракиц.
расположенному
в 5 км (до
распада
Союза – село Кирово,
основанное
в прошлом
русскими
людьми). При свете
фонаря я
все-таки добрался
до села,
пообщался с
продавцами
магазина и
по их совету
на ночь
расположился
напротив в
заброшенном
саду и с
нетерпением
ждал утра. 29
октября,
воскресенье Амракиц
(Кирово) –
Пушкинский тоннель,
40 км, 4 ч, подъем
на
Пушкинский перевал
и спуск 16 (8+8) км. 5
ч Спозаранку
слышу
мычание
коров,
жители выгоняют
домашний
скот в стадо.
Около
палатки
остановился
мужчина,
явно
заинтересовавшийся
биваком и
моей
персоной. Я
сразу пустился
в расспросы:
если он
говорит
по-русски,
что он знает
о
староверах
и с кем я могу
поговорить
об истории
их появления
в этих
местах.
Аршак
Туманян, так
он назвался,
пригласил в
гости и
сказал:
«Мама моя
сама все
расскажет». Дома
встретили
как давно
знакомого
человека,
усадили за
стол
завтракать,
завязалась
непринужденная
беседа. Мария
Ивановна
(девичья
фамилия
Говоркова)
примерно 65
лет,
приветливая
и живая,
представила
свою семью,
особенно
полно
перечислила
успехи
каждого из
троих маленьких
внуков. О
себе рассказала
коротко:
после
окончания
института, с
Кубани,
уехала в
Армению,
вышла замуж,
проработала
учительницей
в г. Алаверди,
воспитала 4 детей,
сейчас у нее 12
внуков. Раньше в
Кирово было
много
русских,
община староверов
(поповцев). Но
землетрясение,
война в
Карабахе
привели к
безработице,
и большинство
жителей
разъехались
по городам. А
дома их стали
заселять
беженцы, что
внесло
разлад в
отношениях
с коренным
населением. После
чаепития с
вкусными
пирожками и
необыкновенным
вареньем из
инжира мы
вынуждены
были расстаться.
Сфотографировались,
обменялись
адресами, и я
поехал
посмотреть
на
заброшенный
русский
православный
храм,
построенный
еще в 1946 году. Потомок
староверов
Александр,
проживающий
по
соседству с
храмом,
пояснил, что
русских в
селе
осталось с
десяток.
Вспомнил
своего деда,
который в
свое время посадил
вокруг
церкви
тополя.
Обрадовался,
когда я
предложил
вместе
сфотографироваться. За селом
среди
холмов
появились
равнинные
участки.
Большие
отары
упитанных
овец все
чаще
попадаются
у дороги и
задерживают
автомобильное
движение.
Это дает
возможность
ближе
рассмотреть
питьевые
источники,
представляющие
собой
вертикальные
плиты с
краном. Вода
поступает с
гор,
холодная,
снеговая. Часто на
плитах
высечены тексты,
посвященные
важным
событиям
(например,
памяти погибшим
в войнах, во
время
землетрясений
и т.д.). Впереди
показалась
гряда гор, и
дорога пошла
на подъем к
очередному
перевалу,
вернее к тоннелю,
проделанному
под
перевалом,
Перед ним
пусто,
сторож
куда-то
отлучился, и
я на свой
страх и риск,
включив
налобный
фонарь, вступаю
в подземный
километровый
переход. По
узкому
(ширина
около метра),
разрушенному
местами
тротуарчику,
в полутьме (на
отдельных
участках
электрическое
освещение
отсутствует)
почти
наощупь
двигаюсь
вперед. На выходе
из тоннеля
встречаю
бдительного
сторожа и
без
затруднения
договариваюсь
о ночлеге в
его
двухэтажном
домике-башне.
Шахвердян
Арташес из
Ванадзора (8-10
км от тоннеля)
оказался общительным,
начитанным
и
информированным
человеком,
на любые
событие
имеет свое
собственное
мнение. С ним
интересно
беседовать. Узнав, что
я еду по следам
Пушкина, он
предлагает
до темноты
сходить на
перевал (8 км
туда и 8 км
обратно), по
его
сведениям,
там стоял
памятник,
связанный с Пушкиным
и
Грибоедовым.
Перевал и
тоннель в
народе
называют
пушкинскими. Быстро
собираюсь, и
иду по
старой
заброшенной,
местами
разрушенной
дороге на
перевал. Здесь
ездят редко,
местные
жители
иногда заготовляют
дрова или
собирают
орехи. С выходом
из леса на
открытое
пространство
попадаю под
дождь и
ветер. Через
два часа
выхожу
наверх – на
седловине
горного
отрога
радиотелевышка,
четыре
ветряка, кош
и ни одной
души. Буря не
стихает,
валит с ног,
приходится
по склону
ползти на
четвереньках.
В распадке замечаю
метеостанцию
и свет в
окошке здания.
Вскоре на
лай овчарки
вышел
техник станции
Геворг
Муразян и
пригласил в операторскую.
За чаем он
рассказал
все, что
слышал от
отца (а отец
знал от
своего деда)
о встрече на
этом
перевале
Александра
Пушкина с
арбой, на
которой
везли гроб с телом
Александра
Грибоедова
из Персии. Пушкин
ехал верхом
на лошади со
стороны с. Базум
(повозка
следовала
за ним) по
старой горной
дороге. В
селе Гер-Гер
или Гар-Гар
(позже его
переименовали
в село
Пушкино), где
жили русские
молокане, он
останавливался
на отдых.
После,
проезжая
село с таким
же
названием,
но
армянское,
Пушкин
якобы
воскликнул:
«Черт
побери,
опять
Гар-Гар». А дальше,
уже на
перевале
уже и
произошла
историческая
встреча,
известная
всем. На вопрос:
«Кого
везете?» -
Пушкин
услышал от
сопровождавших
ответ:
«Грибоеда
везем». Пушкин
продолжал
свой путь в
сторону
Гюмри и близ
селения Котанда
под
Арзрумом
нагнал
Кавказский
корпус и
примкнул к
отряду
своего
друга
Николая
Раевского,
командовавшего
нижегородскими
драгунами. Геворг
также
рассказал,
что
памятник в
виде
базальтовой
плиты стоял
напротив
метеостанции
рядом с
домом
педагогов и
учебным
центром
Кировоканского
пединститута,
который
позже
снесли. А
памятник
перенесли
ближе к
основной
дороге
между с. Гергеры
и тоннелем
по
инициативе
председателя
сельского
совета. Спускался
с перевала в
темноте,
бушевала буря
(по словам
Геворга,
скорость
ветра
достигала 32
м/сек). Но все
закончилось
благополучно.
Меня с нетерпением
ждал сторож
Арташес. 30
октября,
понедельник Пушкинский
тоннель – Лермонтово
- Фиолетово, 40
км, 4 ч С утра отправляюсь
в сельский
совет с.
Гергеры и
встречаюсь
с
председателем.
Он подтверждает,
что во
избежание
вандализма
со стороны «варваров»
им был
организован
перенос памятника
ближе к
основной
дороге.
Теперь большее
количество
проезжающих
имеет возможность
остановиться
у памятника
и
поклониться
великим
писателям. Присутствующие
при
разговоре
члены совета
Валерик
Чешмаритян
(секретарь) и
Сусана Никогосян
(зав. отделом
культуры)
вызвались
показать в
Доме
культуры
стенд,
посвященный
этому историческому
событию. На
нем
изображены
портреты
Пушкина и Грибоедова.
Фотоснимок
памятника, отрывок
из
пушкинского
«Путешествия
в Арзрум…»,
репродукция
картины
«Взятие
Эривани
(Еревана)
русскими
войсками в 1827
г. (худ. Руббо),
виды сел
Лермонтово,
Фиолетово и др. Они также
пояснили, в
каком месте
у дороги надо
искать
памятник. Я
отправился
на поиски И
обнаружил
его на
полпути к
Пушкинскому
тоннелю в
глубине от
дороги на
возвышении.
К нему ведет
каменная
лестница. Он
представляет
собой
композицию
из базальтовых
плит, на
центральной
из них размещен
в
прямоугольнике
барельеф
сидящего на
лошади Александра
Пушкина,
склонившегося
над арбой, в
которой
виден гроб.
Рядом два
вола и трое
сопровождающих
мужчин. Над
барельефом
надпись
«Здесь А.С.
Пушкин
встретился
28.06.1829 г. с телом
А.С.
Грибоедова». Присев на
скамью в беседке,
расположенной
рядом, я
попытался воспроизвести
картину
этого
события. Из
пушкинского
«Описания
путешествия
в Арзрум…»:
«Два вола,
впряженные
в арбу поднимались
по крутой
дороге,
несколько
грузин сопровождали
арбу.
«Откуда вы», -
спросил я их. «Из
Тегерана».-
«Что вы
везете?» -
«Грибоеда».
Это было
тело
убитого
Грибоедова,
которое
препровождали
в Тифлис». Я вернулся
к тоннелю,
попрощался
со сторожем
и
отправился
дальше. Вскоре на
развилке я
мысленно
расстался с Александром
Пушкиным. Он
свернул на
запад в сторону
Спитака,
Гюмри, а я - на
юго-восток в
Ванадзор,
Лермонтово,
Фиолетово. Это район,
где в
декабре 1988
года
произошло
мощнейшее
землетрясение,
унесшее
жизни 25 тысяч
человек.
Более
полумиллиона
остались без
крова. Были
разрушены
города
Спитак, Гюмри,
Ванадзор. По числу
жителей Ванадзор
занимает 3
место после
Еревана и
Гюмри. В
средние
века он
носил имя
Караклис, в 1935
году, после
смерти С.
Кирова, был
переименован
в Кировокан,
а после
распада
Союза
получил новое
название –
Ванадзор. Мне рассказали,
что здесь
живет
скульптор
Богдан Оганесян,
продолжатель
традиций
древних мастеров
13-17 веков –
создателей
хачкаров.
Десятки
тысяч
каменных
плит из туфа
с изображением
креста и
уникальных
орнаментов встречаются
по всей
Армении.
Особенно их
много у села
Норатус на
берегу
озера
Севана –
около 900 надгробий
разных эпох. В селе
Лермонтово
меня
застала
буря. Женщины
и дети
спешили
спрятаться
в дома, а
мужчины –
укрепить
стога сена,
сносимые
ураганным
ветром. Один из
жителей
посоветовал
мне ехать в
Фиолетово,
где
проживают
одни
русские.
Здесь же они перемешались
с армянами. К
ночи я
все-таки добрался
до с.
Фиолетово,
где нашел
убежище в
доме
председателя
сельского
совета Новикова
А.И. И, хотя сам
он был в это
время в
Ереване, его
семья приняла
меня
радушно. 31
октября,
вторник Фиолетово
–
Дилижанский
тоннель, 30 км, 3
ч Утром буря
прекратилась,
и даже
выглянуло солнце.
Приехал
Алексей
Ильич и з
Еревана и
сразу со
знанием
дела,
познакомившись,
подробно
расспросил
меня о
маршруте,
цели, проблемах.
Помогла
визитная
карта Затем
А.И. поведал
историю
переселения
русских в Армению.
По его
версии,
скорее
всего не
только из-за
непослушания
церковной и
светской власти
России, но и с
целью
заселения и
освоения
освободившейся
от турок
территории. Рассказал
об истории
села
Никитино-Фиолетово. Затем
пригласил
проехать по
улицам села
на
автомобиле
и посетить
правление
сельского
совета. В
кабинете
собрались
его подчиненные,
и за чашкой
чая
состоялся
задушевный
разговор о
быте сельчан,
заботах и
радостях. Алексей
Ильич с
гордостью
познакомил
меня с
книгами о
молоканах,
подаренными
авторами. Долженко
И.В.
Хозяйственный
и
общественный
быт русских
крестьян
Восточной
Армении (конец
19 – начала 20
веков).-
Ереван,1985. Семенов
И.Я. История
закавказских
молокан и
духоборов.-
Ереван, 2001. Молокане
живут в
Армении
около 180 лет.
Предки
жителей с.
Фиолетово
были
высланы из
Тамбовской
губернии
(Моршанский
уезд, с. Алгасово)
в Восточную
Армению в 1840
году. 57 семей (195
мужчин и 194
женщины)
основали
здесь село
Никитино. В
конце 1930 года
оно было
переименовано
в село
Фиолетово.
Ныне село
полностью
русское, в
нем
проживает 1520
человек (380
хозяйств).
Как сказал
пресвитер
Иван
Задорхин:
«Мы ни к чему
не
принуждаем
– вера не
велит. Вот
так непринужденно
и живем».
Село имеет 300
га пахотной
земли, 600 га
сенокоса, 750 га
пастбищ.
Основное
занятие – полеводство
и
животноводство
(данные
взяты из ЦГИА
РА). Сельчане
специализируются
на
выращивании
капусты и
получают
высокие
урожаи (отдельные
вилки весят
до 7 кг). Особым
спросом
пользуется
квашенная, в
бочках, за
ней
приезжают
из других регионов
Кавказа. Большинство
мужчин
носят
бороды и усы.
Молодые
парни и
девушки
розовощеки.
Я спросил о
секретах
здоровья
одного
молодого
мужчины, на
что он
ответил: «Мы
пасем скот
на свежем
воздухе и
пьем много
молока».
Общаясь с
детьми,
заметил, что
они хорошо говорят
по-русски, с
малолетства
приучены к труду,
очень
любознательны. За обедом
Алексей
Ильич
известил,
что в Спитак
ожидается
приезд Н.И.
Рыжкова,
заедет он и в
село
Фиолетово.
Его в
Армении
любят и
уважают.
После страшного
землетрясения
он почти два
года не покидал
Спитак
(эпицентр),
вникая во
все дела по
восстановлению
города. Ему
как национальному
герою и
памятник
при жизни
поставили. Дорога
пошла вниз.
На одном из
поворотов
меня
оглушил
взрыв, у
проходящей
мимо фуры
разорвало в
клочья шину
колеса.
Спрашиваю
водителя:
«Что будешь
делать-то,
может
помочь?» Он с
улыбкой
произнес,
мол, не надо, я
дома,
приедут помощники. А в другом
месте всё
гораздо
серьезнее.
Неделю
назад фура
улетела
метров на 10
вниз.
Водитель в
больнице. Вечером,
объехав
город
Дилижан,
добрался до
тоннеля.
Сторож
согласился
пустить на
ночевку.
Шаген
Хачатрян, 42-х
лет, был в 1989 г. в
Ленинграде,
в лагере
туристов.
Занимался
классической
борьбой.
Двое детей.
Рассказал,
что до
открытия
тоннеля
приходилось
подниматься
на перевал,
где располагалось
село
Семеновка,
теперь
потерявшее свое
значение. 1
ноября,
среда Дилижанский
тоннель -
Ереван, 90 км, 5 ч Ночью шел
дождь, но к
утру
прекратился.
Холодно. Я
завтракаю,
утепляюсь и
вывожу
велосипед
из комнаты.
Шаген дает мне
последние
советы по
поводу
телефона (в супермаркете
по дороге
пополнить
счет и др.) и мы
расстаемся. Тоннель
проезжаю не
спеша.
Когда-то его
не было,
приходилось
подниматься
вверх к
Семеновскому
перевалу
(там
находилось
село Семеновка).
Теперь туда
редко кто
добирается.
Машин утром
меньше.
Спуск со
средней
крутизной. Через 7 км
супермаркет.
Пополняю
счет и сразу
же
отправляю
СМС брату.
Покупаю
пальчиковые
батарейки
для фонаря. Хотел
попробовать
севанскую
рыбу: сиг, форель,
но рыбные
магазины закрыты
(на обратном
пути – 3.11 – мне все-таки
удалось
вкусить
севанского
сига). Через 3
км показалось
озеро Севан.
Акватория
замыкается
горами со
снежными вершинами.
Рядом с
озером
через дорогу
поселок, а
дальше
город Севан.
Через несколько
минут
показался
полуостров
с одиноким
храмом
монастыря
Севанован.
Монастырь
был
построен в 9-м
веке. В этих местах
в 925 г.
произошла
Севанская
битва, в которой
войско царя
Ашота II
Железного
разгромило
арабов. Дорога от
Дилижана
стала шире,
вся в заплатах,
поэтому
сейчас
ремонтируется,
целыми многокилометровыми
участками. По правую
сторону
остаются
города
Цахкадзор
(курортная
зона с
подъемником
для горнолыжников),
Раздан.
Проехал уже 40
км, столько
же осталось
до Еревана.
Сделал
привал,
перекусил,
отдохнул и –
дальше. Дорога
стала еще
шире, пошел
спуск, 12 км еду
со
скоростью 30-35
км/ч. У
поворота на
Абовян поговорил
с полчаса с
таксистом.
Здесь
находится
неофициальная
станция
микроавтобусов,
курсирующих
в сторону
армянско-грузинской
границы. Далее
показался
пригород
Еревана,
объезжаю
город дугой
и
оказываюсь
в центре
города. Ищу
информационный
центр, о
котором
никто из
прохожих не
знает. Уже в
книжном
магазине,
где я купил
путеводитель
и карту,
сказали, что
такого
пункта для
туристов
пока нет, только
собираются
открыть. Надо
сказать, что
в Ереване я
не в первый
раз. В 1988 году в
составе
группы
горнолыжников
из г. Цахкадзора
выезжал на
экскурсии в
Ереван и его
окрестности.
Большое
впечатление
тогда на меня
произвел
духовный
центр
армянской
апостольской
церкви
Эчмиадзин –
кафедральный
Собор и
музей с
христианскими
реликвиями.
Запомнилось
посещение Национального
исторического
музея Армении
с его
артефактами
от
каменного
века до наших
дней, Государственная
национальная
художесткартинная
галерея с
самой
полной
коллекцией
полотен
Айвазовского. На этот
раз я решил познакомиться
с
архитектурой
города и побывать
в хранилище
древних рукописей
–
Матенадаране. У Еревана,
как и у всей
Армении,
сложная история.
Город знал
периоды
расцвета и
упадка, подвергался
разграблению
и
уничтожению.
Возрождение
началось с 1827
года, когда
Эривани был
освобожден
от персов
войсками
русского
генерала
Ивана
Паскевича. Но по
настоящему
реконструкция
Еревана началась
со сноса
старых построек
и
строительства
современных
зданий
столетие
спустя. В 1924 г.
разработку
генерального
плана Еревана
возглавил
академик
архитектуры
Петербургской
академии
художеств
Александр
Туманян. Он
гениально
предугадал,
каким
должен быть
город в наше
время, и
строил из
расчета на 300
тысяч
жителей
(хотя в то
время было
всего 30 тысяч
человек). И
более того,
планируя
городские
улицы, он
оставил
возможность
для
дальнейшего
развития
города. Сейчас
в столице
Армении
проживает
свыше миллиона
человек, но
никто не жалуется
на тесноту! Ознакомившись
с
архитектурным
путеводителем
Еревана, я
быстро
составил
план самых
ключевых
достопримечательностей
и начинаю
осмотр с
площади
Республики
– архитектурного
и административного
центра
города. Она
окаймлена зданиями
Национального
исторического
музея,
Правительства
Армении,
Центрального
почтамта,
Министерства
иностранных
дел,
гостиницы,
построенными
из туфа. Овальная
часть
площади с
«поющими»
фонтанами
украшена
мозаичной
росписью. С
наступлением
темноты я
вернулся
сюда, чтобы полюбоваться
разноцветными
струями фонтанов
и послушать
музыку. Было
много людей. А пока - но
пешеходному
Северному
проспекту,
где собираются
уличные
музыканты, и
где много
магазинов,
кафе и царит
веселье, иду
к площади
Свободы,
культурному
центру
Еревана. И
передо мной
открывается
поистине
великое
творение
архитектора
Туманяна –
Театр оперы
и балета и
Большой зал
филармонии.
Спроектированный
как храм с
двумя
полукруглыми
залами –
амфитеатрами
овальной
формы,
строгим фасадом
и
колоннадой,
он в 1937 г. на Всемирной
выставке в
Париже был
удостоен Гран-при
и Большой
золотой
медали. К площади
Свободы
примыкают
сквер Оперы
и Лебединое
озеро, где
ереванцы и
гости любят
отдыхать в
тени
платанов,
играть с
детьми,
общаться. А в
1988 г. сотни
тысяч
жителей
Армении собрались
на этой
площади,
чтобы
выразить
свое стремление
к
независимости. Дух
свободы
армян
проявился
вновь в мае 2016
года, когда
площади
Еревана
стали
местом проведения
массовых
митингов
против
узурпации
власти в
стране. Я еще
долго
колесил по
улицам ночного
города, пока
не устал.
Расположился
на ночлег во
дворике
одного из
домов. 2
ноября,
четверг Ереван
– дневная
экскурсия Утром еду
в
посольство
с рядом
вопросов.
Дежурный
попался
некомпетентный,
адрес общества
российско-армянской
дружбы дал неверный.
По адресу
Орбели 22 эта
организация
не значится
уже 3 года. Прекращаю
дальнейшие
поиски. От
посольства
еду к началу
проспекта
Маштоца в
район моста
Ахтанак
(Победы), церкви
Св. Саркиса и
гостиницы
Метрополь. Здесь-то
мне и
посчастливилось
увидеть
библейский
Арарат.
Волшебная и
величественная
гора сияла в
розовых
тонах восходящего
солнца.. Арарат
изображен
на гербе
Армении. Это
главный
символ
страны, хотя
находится
на территории
соседней
Турции. Он
отошел к ней по
договору
Советского
Союза о
разделе Армении
в 1921 году. За
гостиницей
вижу два
здания с
названиями
«Арарат» и
«Ной» -
корпуса
Ереванского
коньячного
завода,
известного
своей
продукцией
во всем мире. Продолжаю путь
по
двухкилометровому
шумному и
многолюдному
проспекту.
Мимо Музея современного
искусства,
Дома-музея
прозаика и
поэта
Чаренца.
Остановился
у Оперного театра
в сквере
отдохнуть и
поразмыслить. Город мне
понравился
своей
планировкой
улиц и
площадей. В нем
свободно
дышится
среди
множества
скверов и
парков, в
прохладе
фонтанов и
рукотворных
озер. Приятно
выглядят
дома,
украшенные
декоративным
орнаментом.
Архитектура
Еревана легко
узнаваема
благодаря
туфу самых
разных
оттенков,
который
используется
при строительстве
и облицовке
зданий и
набережных.
Он порист,
обладает шумопоглощающими
и
теплоизолирующими
свойствами,
но требует,
чтобы
фундамент
был из твердых
пород,
например,
базальта.
Меня
поразило разнообразие
на улицах
скульптур и
монументов. Из сквера
выхожу к
площади
Франции, в
центре
которой установлен
памятник
Жюлю Лепажу
работы
скульптора
Огюста
Родена, дар
Французской
Республики. С площади
хорошо
виден на
возвышенности
величественный
памятник
«Мать
Армения» с мечом
в руках и со
щитом в
ногах, - в паять
о погибших
армян во 2-й
мировой войне. Нельзя не
упомянуть о
Мемориальном
комплексе,
возведенном
в парке
Цицернакаберд
в память 1,5
миллионах
армян-мучеников
– жертв
Геноцида. За
площадью
предстоит
архитектурный
памятник
«Большой
каскад». Это
гигантская
лестница, на
каждом
уровне
(ярусе)
которой располагаются
экспозиционные
залы, выставочные
павильоны,
дворики для
отдыха. А
внизу - «Парк
скульптур»
и памятник
Александру
Туманяну,
обозревающему
свой Город
Солнца, о котором
мечтал и
который
построил. В конце
проспекта
Маштоца я
подошел еще
к одному
шедевру
архитектуры
и культуры
Еревана –
Институту
древних
рукописей
Матенадарану.
Поднимаюсь
по пологим
пандусам на 18-метровую
высоту, к
зданию,
перед
которым
восседает
создатель
армянского
алфавита (405 г.),
основоположник
армянской
литературы
и
письменности,
просветитель,
переводчик
Библии,
святой
Армянской
апостольской
церкви
Месроп
Маштоц. По
обе стороны
главного
входа
установлены
6 скульптур
виднейших
представителей
армянского
народа 5-14 вв. –
мыслителей,
философов,
богословов.
Интерьеры
украшены
керамикой,
фресками,
мозаикой. Фонды
Матенадарана
насчитывают
более 17 тысяч
древних
рукописей
на
армянском и
других
языках и
более 100 тысяч
старинных
архивных
документов. В
экспозициях
института
представлены
рукописи с 5
по 18 вв., а
также
уникальная
коллекция
первопечатных
и
старопечатных
армянских
книг 16—18 вв..
Например,
первая
печатная
книга «Урбатагирк»
(«Пятничная
книга»),
изданная в 1512
г. в Венеции.
Самая
большая
весит около 30
кг, самая миниатюрная
–
«Церковный
календарь» -
всего 19 г. А
вот, книгу
«Сборник
церковных
проповедей
и речей» (15 в.)
монах
Аванес
Монтасаренц
переписывал
всю свою
жизнь (с 14 лет
начал, а
закончил в 86
лет). Многие
рукописи,
такие как
«Лазаревское
евангелие» (887
г.), «Эчмиадзинское
евангелие» 989
г.) и др.
представляют
большую
художественную
ценность. Краски при
написании
книг при
написании
книг и
миниатюр
применялись
натуральные
(синюю
изготавливали
из лазурита,
зеленую - из
солей меди с
примесью трав,
красную
(араратскую
кошениль) –
из
насекомых (в
Средние
века за 1 кг такой
краски
давали
килограмм
золота). Многие
иллюстрации
в книгах,
которым
более тысячи
лет, ярче, чем
в книгах на
полках
современных
магазинов. Вот и
завершился
последний
день моего
6-дневного
путешествия
по Армении.
Всюду, и в городах,
и в селах, я
встречал со
стороны
жителей,
взрослых и
детей,
проявления
дружеских
чувств, поддержки
и помощи. Большинство
армян
говорили со
мной по-русски,
который они
знают с
детства. Его
изучение в
армянских
школах
начинается
со 2 класса.
Рады, если и
ты знаешь
хоть несколько
слов
по-армянски
(например,
при встрече
– «барев
дзез» -
здравствуйте
и др.). Часто
знакомство
при встрече
перерастает
в беседу, в
приглашение
на чашку
кофе или на
обед. В
общении
любят
рассказать
какой-либо
эпизод из
своей жизни
в Советском
Союзе (учеба,
служба) командировка).
Всегда
готовы
помочь в
чем-либо со
словами «Не
проблема»… Продолжение
следует...
См.
также: Путевой
дневник 13
этапа:
1 2 3 4 5 6 7 Цели и
интересы |
Схема
маршрута |
График
прохождения
маршрута 1 этап
(российский) –
Владивосток –
Чита –
Красноярск
– Екатеринбург
- Москва 2 -
(европейский) –
Москва –
Финляндия –
Швеция –
Дания –
Германия -
Нидерланды
– Бельгия –
Франция -
Испания 3 -
(североамериканский) – Бостон –
Сан-Франциско 4 -
(австралийский) –
Брисбен
- Перт
5 -
(южноамериканский)
– Перу
– Боливия –
Бразилия –
Уругвай –
Аргентина 6 – (африканско-средиземноморский)
– Тунис
– Египет –
Иордания –
Сирия –
Ливан 7 –
(непальско-индийский)
– Катманду
– базовый
лагерь
Эвереста -
Лумбини –
долина
Ганга - Дели 8 -
(трансгималайский)
- Монголия
– Китай –
Тибет - Алтай 9 –
(средиземноморский)
– Италия 10 –
(средиземноморский)
– Сербия
- Черногория 11 –
(североамериканский)
США:
Аляска и
юго-зап.
штаты 12 – (Путь
Святого
Иакова) Франция –
Испания -
Португалия 13 –
(кавказский) Кабардино-Балкария
– Северная
Осетия-Алания
– Грузия –
Армения |
Главная | Сообщества |
Города и
веси | Вокруг
света | Природа | Творчество |