Юрий Мазнев По родному краю и вокруг света

Юрий Мазнев - По родному краю и вокруг света

Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа | Творчество

Рубрики


О себе

Клуб «Пилигрим»

Село Поим

Вокруг света

Россия

Европа

Сев. Америка

Австралия

Южн. Америка

Африка+

Средиземноморье

Непал + Индия

Монголия + Китай

Италия

Сербия + Черногория


Ссылки

Экипировка

Маршрутные схемы

Полезные советы


 

 

 

МазневТур – второй этап - европейский

Нидерланды - Бельгия

 

25 июня, вторник, 35-й день.
Участок маршрута: Хенгело - Гор - Девентер - Амстердам (Нидерланды).
Hengelo - Gоor - Deventer - Amsterdam.
Километраж: дневной - 140, всего - 3117.
Ходовое время - 8:40.
Дорожные и погодные условия: Курс на запад. Дороги №№ 346, 344 и просёлочные (без номера), велодорожки. Погода пасмурная с редкими прояснениями, ветер северный, холодный, t°= +19.

Дорога сложная. Смежные государства связаны большими автодорогами, а про малые забыли. Вот и пришлось блуждать по "просёлочным". С 346-й дороги, по которой могут ехать только легковые автомобили, пришлось выбираться по населённым пунктам Delden, Goor, Markelo, Halten, затем по велодорожкам. По такому пути только до Девентера получилось 60 км вместо 50 по карте.

Как я уже отмечал, обращения к жителям за водой не всегда были вызваны жесткой необходимостью. Ведь воды можно набрать загодя в кафе, магазине, на АЗС и т.д. Но такие обращения - прекрасный повод для знакомства, выяснения тех или иных проблемных вопросов, просто бытовых наблюдений. Вот и в этот раз, оказавшись у дома, украшенного старинными крестьянскими предметами быта, я остановился напротив входной двери и дождался, когда из дома вышел хозяин прогулять собачку. Разговорившись, через некоторое время он пригласил меня домой.

Весь дом (три комнаты, столовая и кухня) был украшен фарфоровыми, стеклянными и гипсовыми статуэтками (сказочные персонажи - люди, животные и др.). Как и старинная домашняя утварь, всё это сохраняется, видимо, как память о привычках и занятиях предков, как необходимый атрибут интерьера. И не только домашнего. Шкафы, сундуки, буфеты, посуду, предметы одежды, украшения в Нидерландах можно увидеть и в гостиницах, и в кафе, и в других общественных местах.

Заметив мой интерес, хозяин жестами, как мне показалось, с гордостью пояснил, что весь этот дом построил своими руками его дед (Grosvater).

 

От Девентера до Амстердама ехал по второстепенным дорогам и велодорожкам, параллельным автомагистрали № 344. По пути встречалось множество каналов, которые переезжал по мостам.

Половина территории страны лежит ниже уровня моря. Отсюда и название - Нидерланды ("низкие земли"). Земля - главное богатство королевства. Она дает высокие урожаи зерновых, корма для животноводства, дарит человечеству знаменитые голландские тюльпаны, известные в большинстве стран планеты.

Но вот и Амстердам - столица Нидерландов. Город напоминает немного старый Таллин или Ригу, но значительно крупнее их. В дословном переводе Амстердам означает "дамба на реке Амстел". Испокон веков люди возводят здесь дамбы, строят отводные каналы, чтобы противостоять морской стихии. Их по пути в Амстердам и в самом городе великое множество. И везде их обитатели - белые лебеди и утки. Наряду с современными зданиями очень много старинных домов. Разные по стилю и росту, разноцветные, с остроконечными крышами, они как будто нагромождены тут и там.

Издалека видна знаменитая Башня грёз. Когда-то жены голландских мореходов собирались здесь, чтобы обильными слезами умилостивить грозного Нептуна и таким образом обеспечить счастливое возвращение своих странствующих супругов.

В архитектурном ансамбле города выделяются здание биржи, махина центрального вокзала, словно сплетенного из металлических кружев. Обычно знакомство с городом начинается именно с этого нарядного здания из красного кирпича не только с часами на башне, но и с указателем направления ветра (ведь это всё ещё морская держава!). На общем фоне средневековых домов и строений начала века резко выделяется здание нефтяной компании "Шелл". Его окна, отделанные золотом, напоминают фонари гигантского маяка.

Первые впечатления - вольнолюбивый дух и терпимость горожан к окружающим, многолюдье, много иностранцев с Востока и из Африки. Море велосипедистов и пешеходов.

Известно, что Нидерланды - одна из самых "велосипедных" стран в мире. Опытный велотурист сможет объехать королевство за несколько дней вдоль и поперек. И, пожалуй, это единственная в Европе страна, где для этого есть все условия. Повсюду рядом с пешеходной дорожкой проложены специальные велодорожки. Педали крутят здесь и стар и млад: и подростки, и священники, и женщины с младенцами в плетеной корзинке, и старики со старушками на багажниках, и крестьяне с грузом в багажнике.

Повсюду развешаны приглашающие голубые знаки с белым изображением велосипеда. Добро пожаловать! В других странах чаще встречаются запрещающие знаки - красные кольца с велосипедом на жёлтом фоне.

Во многих местах рядом со стоянками для автомашин есть специальные стоянки для велосипедов - паркинги. А ночью велосипеды стоят прямо на улицах, мокнут под дождем. Их почти никогда не вносят в дом, и они выглядят заслуженными, старыми, ржавыми. Но, несмотря на ржавчину, они всегда отлично отрегулированы и смазаны. В Амстердаме, как и в целом в Нидерландах, не иметь велосипед просто неприлично.

Для тех, кто хочет самостоятельно походить по Амстердаму пешком, есть специально разработанные карты маршрутов. Они различаются по цветам:

·        красный - дает лучшее представление о центре города;

  • синий - проходит с запада на восток и займет почти целый день;
  • зеленый - укороченный вариант синего пути;
  • серый - позволяет сравнить средневековый вид города с современной архитектурой;
  • малиновый - проходит от Центрального вокзала через площадь Ватерлоо, где расположен один из самых популярных рынков;
  • коричневый - это маршрут, начинающийся в квартале Жардан, который часто называют сердцем или душой Амстердама, идущий мимо Центрального вокзала и заканчивающийся на Лейденской площади (центр уличного искусства).

Город хорошо запомнился по первому посещению 20-летней давности, когда я ходил в морские экспедиции. И вот теперь, проезжая по центру города, узнаю его площади, храмы, памятники. Возле площади трёх музеев познакомился с семейством директора адвокатской компании "Amstel damba bos" (Бауке ван де Меер, жена Надежда и их дети - Настенька и Мишель). Когда-то он жил в Москве и женился на москвичке.

Ночевал я в пригородном лесу.

 

35-1-Маршрут в Нидерландах
Схема маршрута в Нидерландах
35-2-Тюльпаны
Тюльпаны
35-3-Поле тюльпанов
Поле тюльпанов
35-5-Площадь музеев
Площадь музеев
35-6-Лесная ночёвка
Лесная ночевка
 

 

 

26 июня, среда, 36-й день.
Амстердам - полуднёвка.
Участок маршрута: Амстердам - Витхорн (Нидерланды).
Amsterdam - Vithoorn.
Километраж: по городу - 25, до Витхорна - 25, всего - 3167.
Ходовое время - 8:10.
Дорожные и погодные условия: Путь на юг в долине реки Амстел. Пасмурно, холодно, t°= +18.

С утра отправился на пароме в небольшой городок Зандам (Zaandame). В XVII веке он был центром судостроения и одним из главных портов Нидерландского государства. Это тот самый городок, в котором русский царь Пётр 1 побывал три раза. Здесь он учился кораблестроению. В центре Зандама памятник - Пётр I с топором в руках мастерит лодку.

25-летний Пётр приехал сюда в августе 1697 года всего с шестью спутниками, инкогнито. Плыл по каналам на лодке и, как описывает Алексей Толстой в романе "Пётр Первый", встретил рыбака, знакомого ещё по Плещееву озеру, - там этот рыбак, кузнец Геррит Кист, помогал Петру строить потешный флот. Пётр поселился у него в домике. Ныне домик, упрятан в "футляр" из надстроенного сверху кирпичного дома.

Внутри маленького домика - две комнаты. В тесной нише стоит кровать, на которой, по рассказам, спал Пётр. Ниша закрывалась на ночь, чтобы сберечь тепло. На мраморных досках оставили надписи о своем посещении императоры и короли, в том числе Наполеон, - всего около полутора десятков надписей. А на стенах - от пола, до потолка - следы других посетителей, "граффити" неандертальцев нашего времени, и в основном на русском языке.

С давних времен в Зандаме сохранилась маслобойня "Аист", мукомольная мельница, несколько домиков - ровесников Петра.

А Пётр, между прочим, жил здесь всего неделю - от воскресенья до воскресенья. Но успел очень много: плотничал на верфи, приделал бушприт к купленному здесь же парусному суденышку, поработал на постройке мельницы на реке Заан, на бумажной, канатной и парусной фабриках. Он трижды ходил под парусами по Заану и заливу и подружился с несколькими голландскими семьями. А позже, в Амстердаме, он встречался со многими учеными и живописцами, мастерами китобойного промысла, работниками типографий…. И только после этого (20 лет спустя) стало известно, кто скрывался под именем русского мужика-плотника. Из Голландии Пётр послал на родину мешок картофеля (его называли тогда "тартуфелем") и приказал разводить это растение в России.

Выставка "Золотая земля" Альберта Кейпа (1620-1691) собрала картины из крупнейших музеев мира, частных коллекций. На них запечатлены спокойные пейзажи, стада коров, других домашних животных, фигуры людей, морские заливы и корабли под парусами, лучи солнца из-за туч. Можно смотреть часами. Так некоторые и поступают. Приходят в зал, садятся на скамью и смотрят, беседуют между собой. Вокруг много русских, проживающих в Европе и Америке. Здесь я познакомился с семьей из Вашингтона.

В фойе большой выбор книг, открыток, сувениров. Разрешают фотографировать (без вспышки). Больше всего людей собирается в большом зале, где выставлена картина Рембрандта "Ночной дозор".

В 16 часов встретился со вчерашним новым знакомым, Бауке - ходили по магазинам (он подарил мне карту Нидерландов и гербы - страны и столицы Амстердама), перекусили, вели беседу. Он интересовался моим путешествием как опытный турист, так как давно занимается велоспортом и водным туризмом. Когда он жил в России, он совершил велопробег по маршруту: Гродно - Курск - Тверь - Новгород - Гродно за 10 дней. И сейчас, как и все голландцы, постоянно ездит на велосипеде.

А я интересовался уровнем жизни в Нидерландах, причиной голландско-русских браков, отношением к истории семьи, рода и др. Поскольку Бауке хорошо говорит по-русски и прекрасный рассказчик, я узнал много интересного. Живут нидерландцы хорошо. Их средний прожиточный минимум - 1000 евро. Самая низкооплачиваемая категория людей как раз и получает эту сумму. Безработные живут на пособие. Но продукты и товары у них дороже, чем в Германии.

Вопрос смешанных браков его оживил. Такие браки, по его мнению, наиболее удачны, так как реализуются ожидания сторон. К своей родословной нидерландцы относятся как к части истории страны. Может быть, не так как в Англии, у них свои традиции, но знают о своих предках достаточно полно. Он привел пример, как его дядя занимался родословной всю жизнь, а одна его родственница даже написала компьютерную программу по составлению генеалогического древа. С помощью программы она составила таблицу рода по материнской и отцовской линиям за несколько часов. К сожалению, в России это пока невозможно сделать из-за отсутствия электронных носителей соответствующей информации.

В офисе Бауке познакомил меня со своим коллегой Робертом, вместе с которым он недавно был в Москве на юбилее их общего друга. В Москве работают  4 представителя их компании, а двое - здесь, в Амстердаме. В течение 20-25 минут Бауке сделал копии моих путевых записей, сканировал их и отправил по электронной почте брату. Копии запечатал в конверт для пересылки в качестве дубликата. Проложив на карте маршрут от Амстердама до Антверпена, Бауке вызвался проводить меня на велосипеде за город. На берегу реки Амстел, у памятника Рембрандту, мы распрощались. В память о встрече я подарил ему походные фотографии.

Проехав 25 км вдоль реки, я остановился на ночлег вблизи от селения Витхорн.

 

36-1-Памятник Петру 1
Памятник Петру1
36-2-Вермеер
Вермеер
36-3-Автопртрет Ван Гога
Автопортрет Ван Гога
36-4-Фрагмент картины Кейпа
Фрагмент картины Кейпа
36-5-Групповой портрет в офисе
Групповой портрет в офисе
36-6-Река Амстел
Река Амстел

 

 

27 июня, четверг, 37-й день.
Участок маршрута: Витхорн (Нидерланды) - Антверпен (Бельгия).
Vithoorn - Antwerpen.
Километраж: дневной - 145, всего - 3312.
Ходовое время - 7:50.
Дорожные и погодные условия: Путь вдоль реки Амстел. Переменная облачность, холодно, t°= +17.

Еду вдоль реки, радуюсь движению, окоёму речной долины и во всем вижу человеческий труд.

На протяжении веков люди боролись за каждую пядь земли и преуспели. 40 процентов суши в стране отвоёвано у моря. С середины XVI века голландцы приспособились использовать ветряные мельницы, так называемые "ветряки" для перекачки воды. Теперь люди могли проложить дамбу вокруг озера, откачать из него воду и начать культивировать землю. Первым крупным проектом стало осушение в 1612 г. озера Бемстер в Северной Голландии площадью 7 тысяч гектаров. С помощью 42 ветряков этого удалось достичь за четыре года.

Эти работы были выполнены на средства 123 богатых амстердамских торговцев. Подобную деятельность они считали хорошим вложением денег, заработанных торговлей. На новой целинной земле строились их прекрасные загородные дома. Богато украшенная половина дома служила самим хозяевам. Вторая половина заселялась крестьянами.

Ветряки, как и заградительные дамбы, имели свое ограничение - они не могли поднимать воду на высоту более 1,2 м. Когда уровень воды был выше этой отметки, ветряки строились друг за другом. При каждом ветряке был пруд, куда накачивалась вода. Так называемая "лестница" из ветряков, служила для перекачки воды наверх: каждый последующий ветряк стоит чуть выше предыдущего. Так и выстраивались они вереницами. Когда-то в стране ветряков было более девяти тысяч, сейчас их около девятисот. Некоторые из них вращают крыльями, но это скорее декорация. Часто в них устраивают придорожные кафе. А воду качают небольшие, в два человеческих роста, ветродвигатели, которые рядом с большими ветряными мельницами выглядят как лилипуты.

В Антверпен - столицу самой северной провинции Бельгии - въезжаю поздно. Во время ужина в павильоне автобусной остановки привлёк внимание двух мужчин. С помощью жестов, интернациональной лексики пытаюсь выяснить у них, где можно поставить палатку. Объясняя, как и я, жестами, один из них сбивается на русский. И тут мы оба рассмеялись. Он просто сказал, что сегодня дело идет к дождю, а у него есть и крыша и еда, и пригласил ночевать к себе. По дороге знакомимся.

Фёдор живет в Антверпене с женой Ольгой и детьми Таней (7 лет) и Митей (4 года) около года, приехали из Казахстана в числе других беженцев, Пока нигде официально не работает. Живут на пособие и случайные заработки (ремонт бытовой техники). Снимают двухкомнатную квартиру.

Встретив нас, Ольга захлопотала у плиты, и через полчаса мы ужинали втроем (дети уже уснули). Слушаю рассказ о том, что заставило их уехать с обжитых мест, их мытарствах и нелегкой жизни здесь. К нам присоединились приятель Фёдора с женой, и разговор продолжился до полуночи. Когда я вспомнил о своей морской одиссее, о заходах судна в Антверпен, посещении домика Рубенса, Фёдор выказал желание совершить завтра небольшую экскурсию по городу.

Фёдор и Ольга держатся со мной, как с давним знакомым. Предложили помыться, постелили постель. Уснул мгновенно.

 

37-1-Мельница у воды
Мельница у воды
37-2-Мельница с флюгером
Мельница с флюгером
37-3-Ветряк у дороги
Ветряк у дороги

 

 

 

28 июня, пятница, 38-й день.
Антверпен - днёвка.
Километраж: по городу - 15, всего - 3327.
Ходовое время - 8:10.
Пасмурно, дождь. Сильный ветер, t°= +18.

Утром, пока все спали, постирал одежду. Зарядку делал вместе с детьми.

Экскурсию на велосипедах начали с порта. На море штормило. Зашли в Национальный морской музей, расположенный в Стейне (часть средневековых укреплений Антверпена). Это наиболее популярный музей Бельгии. Здесь находится ценная коллекция моделей судов, навигационных инструментов, морских карт, судовой оснастки, морской истории Бельгии. Модели выполнены искусно.

Домик и сад Рубенса я посещал в 1981-82 годах и ещё сохранил в памяти рассказ экскурсовода о жизни и творчестве Питера Пауэла Рубенса (1577-1640). Он был удачливым и богатым художником при королевском дворе. По заказу королевы Марии Медичи Рубенс написал 24 картины для галереи Люксембургского дворца. В экспозиции картины, рисунки, личная коллекция скульптурных изображений, серебряных и золотых предметов, прижизненная мебель и посуда.

Посетителей больше всего привлекает автопортрет мастера. Прах великого художника покоится в одном из самых богатых храмов города, в готическом соборе св. Джеймса.

Антверпен издавна славится обработкой алмазов, изготовлением серебряных и золотых украшений с бриллиантами. Много мастерских и искусных мастеров и в наше время. Мы осмотрели с полсотни витрин и полюбовались кольцами, браслетами, перстнями, серьгами с бриллиантовыми камнями. Самые дешёвые изделия от 250 евро.

Дома нас ожидал вкусный, обильный обед. Оля умеет и любит готовить. А вечером Фёдор угощал вином. Но так здесь бывает не всегда. Оля в отсутствие мужа рассказала, что много денег уходит на оплату жилья (350 евро), коммунальные услуги (например, за электричество ежемесячно 60 евро), очень дорогие детские садики. Тем не менее, они не унывают и надеются на лучшее.

 

38-1-Музей кораблей
Музей кораблей
38-2-Модель корабля
Макет корабля
38-3-В семье иммигрантов
В семье иммиграетов

 

29 июня, суббота, 39-й день.
Участок маршрута: Антверпен - Брюссель - Брен-ле-Конт (Бельгия).
Antwerpen - Brussel - Braine-le-Konte.
Километраж: дневной - 109, всего - 3436.
Ходовое время - 8:05.
Дорожные и погодные условия: Путь на юго-запад. Дорога № 1, велодорожка, обозначенная пунктирной линией на основной дороге. Прохладно, ветер, t°= +19.

Утром поработал с картами, уложил велорюкзак. За завтраком говорили о возможной встрече в России, если им не удастся здесь удержаться. Встали дети. Сфотографировались. Ели мясо на косточках, яичницу с салом, пили чай с печеньем. Фёдор и Оля очень гостеприимны, оставляли ещё погостить. Затем Фёдор проводил меня за город, по братски обнялись.

Ехал без проблем до самого Брюсселя. В городе единого центра нет. Он разбит на районы. Штаб-квартира НАТО в одной стороне, ЕЭС - в другой.

Город не понравился. Дороги разбиты, много мусора. Целые кварталы заселены выходцами из Азии. Турецкая молодежь продолжает праздновать победу своей футбольной команды на мировом Чемпионате. Разъезжают по городу с флагами, кричат.

Заехал в полицию проконсультироваться по поводу дальнейшей дороги и поставить печать. Долго меня не отпускали, задавали множество вопросов о путешествии. Посоветовали ехать по дороге № 6 через Монс.

Доехал до Брен-ле-Конта за полночь, по московскому времени, и под навесом брошенного дома поставил палатку.

 

39-1-Дети
Дети
39-2-Портрет с фанатами
Портрет с  фанатами
 

Продолжение следует... 

< пред. | 5 | дальше >

См. также:

Европейский дневник:  1   2   3     6  7  8  9

  Схемы маршрута  |  График прохождения маршрута  |  Цели и интересы

1 этап (российский) – Владивосток – Чита – Красноярск – Екатеринбург - Москва

2 - (европейский) – Москва – Финляндия – Швеция – Дания – Германия - Нидерланды – Бельгия – Франция - Испания

3 - (североамериканский) – Бостон – Сан-Франциско

4 - (австралийский) – Брисбен - Перт

5 - (южноамериканский) – Перу – Боливия – Бразилия – Уругвай – Аргентина

6 – (африканско-средиземноморский) – Тунис – Египет – Иордания – Сирия – Ливан

7 – (непальско-индийский) – Катманду – базовый  лагерь Эвереста - Лумбини – долина Ганга - Дели

8 - (трансгималайский) - Монголия – Китай – Тибет - Алтай

9 – (средиземноморский) – Италия

10 – (средиземноморский) – Сербия - Черногория

Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа | Творчество