Юрий Мазнев - По родному краю и вокруг света

Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа | Творчество

Рубрики


О себе

Клуб «Пилигрим»

Село Поим

Вокруг света

Россия

Европа

Сев. Америка

Австралия

Южн. Америка

Африка+

Средиземноморье

Непал + Индия

Монголия + Китай

Италия

Сербия + Черногория

США: Аляска и юго-зап. штаты


Ссылки

Экипировка

Маршрутные схемы

Полезные советы


 

 

 

 

МазневТур – вокруг света поэтапно - Бурятия

Вступление

 

На 8-м этапе кругосветки, по Алтаю, Монголии, Китаю и особенно по его автономному району – Тибету, я должен был решить следующие задачи:

  1. Частично (насколько возможно) пройти на велосипеде по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха в 1926 году на участках:

- Новосибирск – Бийск – село Верхний Уймон;

- Улан-Удэ – Хархорин (Монголия), место бывшей империи Чингисхана Каракорум;

- Голмуд – Лхаса – гора Кайлас.

  1. Посетить главные святыни буддизма в Тибете, совершить кору вокруг горы Кайлас.
  2. Побывать в антагонистической городу Буэнос-Айресу (Аргентина) точке на территории Китая с координатами 34º северной широты и 116º восточной долготы (требование Союза кругосветчиков).

 

С учетом этого маршрут разработан по пунктам: Улан-Удэ – Улан-Баатор – Пекин – Суйян (антагонистическая точка) – Ланчжоу – Голмуд – Лхаса – гора Кайлас - Урумчи. Алтайский участок: Новосибирск – Бийск – Верхний Уймон,- отнесен на конец путешествия в связи с осенними холодами в Тибете.

 

Бурятия

 

26.07.2007, воскресенье.

Улан-Удэ.

Поездом 082 Москва – Улан-Удэ за 90 часов (примерно 4 суток) добрался до столицы Бурятии. Остановился у знакомых Людмилы Шаиной Магноновых. Ольга Александровна и сын Марк встретили доброжелательно и всячески помогали знакомиться с городом.

Сразу же составили программу. Первым делом иду в музей истории Бурятии. Приняли хорошо. Познакомился с экспозициями «Буддийское искусство» (скульптура, живопись, костюмы, маски, декоративно-прикладное) и «Хронограф Бурятии» (историческая и культурная хроника Бурятии с 17 по 20 вв.). Уникальная коллекция по бурятскому шаманизму (элементы костюма – короны с оленьими рогами, подвески и другие атрибуты). Обо – особые места для жертвоприношения.

Посетил и только что открывшуюся выставку «Гунны. Тайны исчезнувшей империи». На основе местных археологических раскопок и исследований в новом свете представлены история и культура азиатских гуннов, кочевых и оседлых хуннов.

Вечером долго беседовали за чаем. Ольга Александровна, учитель музыки, сейчас в отпуске и занимается ремонтом квартиры. Муж уехал в Монголию в научную командировку. Дмитрий Маркович доктор химических наук, член академии наук Бурятии, занимается вопросами сохранения флоры, фауны и чистоты озера Байкал. А сейчас помогает монгольским ученым в вопросах экологии по озеру Кубсугул (малый Байкал в Монголии). Сын Марк работает секретарем в суде. Длительное время увлекался буддизмом, при Иволгинском дацане исполнял в течение 3 лет, 3 месяцев и 3 дней монашеский запрет – ритрит (затвор, аскезу). Но со временем отошел от этого. Сестра Татьяна находится в Индии, кажется, в каком-то ашраме.

Марк рассказал о необычном явлении, происшедшим несколько лет назад в дацане. В 2004-05 году объявилось нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, которое периодически выносят на обозрение паломникам в квадратном прозрачном футляре. Он сидит в позе лотоса, и полностью сохранился. А история такова. В свое время он, будучи духовным главой, снял с себя монашеский сан и углубился в духовные практики. Своим последователям он предсказывал, что скоро наступят тяжелые времена (видимо, имел в виду советскую власть) и просил тело его после ухода из этой жизни спрятать (закопать) и через какое-то время раскопать, и он явит чудо. Так и сделали, выполнили его завещание.

 PICT2610

PICT2613
PICT2614

PICT2615

PICT2616
PICT2617

PICT2618

PICT2619
PICT2620

PICT2621

PICT2624
PICT2627

PICT2629

PICT2634
 

 

27.07, понедельник.

Улан-Удэ.

С утра посетил консульство Монголии в Улан-Удэ, проконсультировался о порядке пересечения границы. Снова заходил в музей с тем, чтобы скачать электронную информацию по выставке «Гунны. Тайны исчезнувшей империи».

В музее есть уголок, посвященный староверам. В шестидесятые годы 18-го века они селились в Сибири за Байкалом семьями, обособленными слободами, и до сей поры сохранили преданность старой вере. В витринах представлены книги, иконы, одежда, предметы быта, фотографии, которые рассказывают о жизни, нравах, вероисповедании этой своеобразной группы русского населения в Бурятии.

 

28.07, вторник. 

Улан-Удэ – Ср. Убункун, 75 км.

В 11 часов отправились с приятелем Марка – Семеном Третьяковым в небольшой дацан к их общему знакомому, тибетскому ламе. Его полное имя Геше (ученый) Гедун Гиаятсен Лама – доктор буддийской философии, врач-тибетолог. Геше Гедун – молодой мужчина, подтянутый, внимательный. Расспросил меня о маршруте путешествия и, узнав, что я нуждаюсь в консультации по Тибету, охотно ответил на вопросы. Сам он уехал их Лхасы 20 лет назад из-за преследований китайских властей, там остались два его брата. По его словам, сейчас въезд в Лхасу свободный, но для посещения мест за его пределами требуется пармит (специальный пропуск) который оформляется в течение 1-2 недель пограничной службой безопасности (PSB) через посредников. Во время ожидания пармита Геше Гедун посоветовал посетить дворец Потала и близлежащие монастыри Сера, Дренунг, Ганден. В случае разрешения посетить священную гору Кайлас, туда можно проехать на велосипеде при соответствующей турподготовке. В отношении питания и жилья лама успокоил, все есть, и цены гораздо ниже, чем в Улан-Удэ. На прощанье Геше Гедун пожелал удачи.

После обеда распростился и с семьей Магноновых, которая с такой чуткостью и заботой отнеслась, казалось бы, к совсем незнакомому человеку. Спасибо – это добрый знак для начала путешествия. Проехав Иволгинский буддийский центр, что в 30 км от Улан-Удэ, я сделал остановку у гуннского городища.

Город гуннов основан в Ш веке до н.э. как военное крепость-поселение с системой укреплений, ремесленными и металлургическими мастерскими в период возникновения первого государства в Центральной Азии.

В разговоре с жительницей села Сукса заведующей библиотекой Долгор Ешиевной Гончиковой узнал, что здесь в 1949-1951 годы работала археологическая экспедиция под руководством Давыдовой из Ленинграда. Было обнаружено гуннское поселение и два могильника. С трех сторон городище было защищено валом, а с четвертой – рекой Селенгой. Обнаруженные предметы (керамические, бронзовые и железные) были вывезены в музеи Ленинграда и Улан-Удэ (Музей истории Бурятии и Этнографический музей народов Забайкалья).

История изучения азиатских гуннов (хунну, сюнну) насчитывает более двух тысячелетий. В конце Ш века до н.э. сюнну – скотоводческие племена, овладев огромными пространствами Центральной Азии и подчинив своих соседей, создали мощный племенной союз. В период расцвета это было развитое общество. Археологические раскокпки свидетельствуют, что сюнну занимались не только скотоводчеством. Они владели техникой бронзолитейного и железоплавильного ремесла, искусством резьбы по кости, изготовлением ювелирных украшений, гончарным производством и даже сеяли просо и пшеницу. Многие исследователи считают, что сюннуские завоевания привели к интенсивному перемещению больших масс населения, к активному взаимодействию различных культурных традиций. И не исключают, что потомки сюнну под именем гуннов могли появиться в Европе.

Продолжаю движение на юг в направлении границы с Монголией. Дорога асфальтированная, движение редкое. По сторонам попадаются небольшие деревни.

Остановку на ночлег сделал в придорожной лесополосе.

PICT2637

PICT2639
PICT2642

PICT2644

PICT2645
PICT2647

 

29.07, среда.

Ср. Убункун - 150-й км, 90 км.

В 7 часов снялся с ночевки. До 11 ч чувствовалась прохлада. Постепенно воздух прогрелся, солнце стало припекать, и началась жара.

Дорога сносная, но в отдельных местах бугристая, разбитая. Около Гусиноозерска капитальный ремонт и объезды по грунтовке.

В Гусиноозерске (расположен посередине между Улан-Удэ и Кяхтой) большая ГРЭС, работает на местном каменном угле (добыча открытым способом). Электроэнергию направляют в Монголию. В центре действующий православный храм и дацан. Около городка большое озеро Гусиное.

Остановился на окраине у АЗС. Попросил у работников кипятку и сел в сторонке завтракать. Подошел мужчина (бурят), познакомились. Для удобства попросил называть его Алексеем. Предложил часть своего завтрака: жареный картофель с огурцом из своего огорода. Рассказал, что живет за счет огорода и скотины. Некоторые работают на ГРЭС, ловят в озере рыбу: щуку, окуня, карася.

Алексей предупредил, что впереди дорога пойдет на перевал. Действительно, пришлось около часа тащить велосипед в гору. Зато спуск был с ветерком. На 122-м км субурган в честь 1-го Пандито Хамбо Лама России Дамба Даржа Заяев. Место ухода в Нирвану 1777-й год (так сказано на планшете «Святыни России» у дороги). К нему ведет дорожка. Субурган – буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии, гробница лам в Монголии, Бурятии, Калмыкии. Внешне выглядит как перевернутый котелок на высоком основании, сверху шпиль.

Чуть дальше указатель к поселку Селенгинское, где расположен музей декабристов. Решил заехать, раз представилась такая возможность. Директор музея Любовь Михайловна Цук, узнав, что я издалека, несмотря на ремонт, провела по музею и рассказала об истории возникновения города, о жизни ссыльных декабристов, о сегодняшних проблемах музея.

Селенгинское, как острог, возникло в 1665 году и на долгие годы оставалось форпостом восточных окраин Российской империи. Под предлогом строительства крепости, сюда, после смерти Петра 1, был сослан Ганнибал. Здесь отбывали ссылку братья Николай и Михаил Бестужевы. В экспозиции музея имеются несколько макетов изобретений Бестужевых,- коляска, водяная мельница, прибор, фиксирующий землетрясения и др. Музей декабристов создан 24 декабря 1975 года.

Пока жара не спала, спустился к реке Селенга. Полюбовался на полноводную реку, на руины большого Спасского храма, вокруг которого некогда располагался большой город. Искупавшись с местными ребятишками в прохладной воде, отправился дальше. До Кяхты осталось 93 км.

На 124-м км снова священное для буддистов место – родина Пандито Хамбо Лам - основателя Тамчинского дацана Ш Пандито Хамбо Лама с 1883 по 1797, IVc 1797 по 1809, V – с 1809 по 1839 и VI – с 1839 по 1860. На этом месте установлены 4 субургана.

А здесь слева дер. Поворот, ну как не свернуть. Окружили ребятишки. Искупался с ними в речке с очень быстрым течением. А потом пошли к прабабушке Гены и его младшего брата набрать воды. А она угостила еще и простоквашей.

К вечеру силы мои стали иссякать, дорога пошла к перевалу через сосновые леса. Остановился в сосняке на ночлег. Ночью был небольшой дождь.

PICT2648

PICT2649
PICT2651

PICT2652

PICT2653
PICT2654

PICT2655

PICT2656
PICT2658

PICT2663

PICT2664
PICT2665

PICT2666

PICT2667
PICT2668

PICT2669

PICT2670
PICT2672

PICT2673

PICT2674
PICT2675

PICT2676

PICT2678
 

 


Продолжение следует... 

< пред. | 8_1 | дальше >

См. также:

Гималайский дн.: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16 

 Цели и интересы  |  Схемы маршрута  |  График прохождения маршрута 

1 этап (российский) – Владивосток – Чита – Красноярск – Екатеринбург - Москва

2 - (европейский) – Москва – Финляндия – Швеция – Дания – Германия - Нидерланды – Бельгия – Франция - Испания

3 - (североамериканский) – Бостон – Сан-Франциско

4 - (австралийский) – Брисбен - Перт

5 - (южноамериканский) – Перу – Боливия – Бразилия – Уругвай – Аргентина

6 – (африканско-средиземноморский) – Тунис – Египет – Иордания – Сирия – Ливан

7 – (непальско-индийский) – Катманду – базовый  лагерь Эвереста - Лумбини – долина Ганга - Дели

8 - (трансгималайский) - Монголия – Китай – Тибет - Алтай

9 – (средиземноморский) – Италия

10 – (средиземноморский) – Сербия - Черногория
11 – (североамериканский) США: Аляска и юго-зап. штаты 

 


Опубликовано: 10.11.2008

Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа | Творчество