СКУЛЬПТОР
Николай Александрович КОРНЕЕВ
Так случилось,
что я несколько лет прожила в одном доме с замечательным скульптором Николаем
Александровичем Корнеевым, даже не подозревая об этом. Когда я пришла на встречу
с ним в столь знакомый мне дом, дверь открыл высокий, худощавый, голубоглазый
человек, который выглядел гораздо моложе своих 80 лет. А ведь за его плечами
были суровые годы войны, тяжёлая болезнь, едва не стоившая ему жизни, и
ежедневный напряжённый труд.
Его квартира
напоминает обитель волшебника. Чудеса начинаются уже с порога: в прихожей вас
приветствует... Дельфин, только что вынырнувший со дна морского. Невольно
хочется погладить блестящее гибкое тело морского зверя; руки касаются гладкой
поверхности любовно обработанного дерева, и вы словно погружаетесь в теплую,
уютную атмосферу этого сказочного дома.
В комнате
поражает обилие самых разнообразных скульптур: причудливые ветви, корни и
стволы деревьев, превращённые Мастером в фигуры леших, добрых домовых, яркие
образы стихий (ветра, воздуха, воды и огня), аллегории человеческих страстей,
лица мудрецов и пророков... Особо выделяется стена, тесно увешанная вырезанными
на плоских деревянных досках иконами. В своих работах
скульптор как бы прослеживает духовный путь человечества - от буйных фантазий
языческого прошлого до поисков Единого Бога. Здесь, в московской квартире,
хранятся почти все его работы, с
которыми он не хочет и не может расстаться. Одна мысль о возможной продаже
вызывает в душе Мастера ощущение провала, пустоты. Ведь это его дети, уникальные,
единственные в своем роде произведения, созданные не на потребу массового
производства, а по велению сердца и души. За каждой из скульптур - отдельный
кусок его жизни, особая история.
Мне трудно было
удержаться от банального на первый взгляд вопроса: "С чего началось
Ваше творчество?".
Рисовать,
лепить, вырезать из дерева Корнеев любил с самого раннего детства. Почти все
дети проходят через это, однако, со временем у большинства из них увлечение проходит.
Только не в случае с Николаем Александровичем: на протяжении всей жизни
потребность выражать себя в творчестве у него только усиливалась. Иногда он мог
работать сутками, как одержимый, забывая о еде и
питье, и тогда просто падал в обморок. Без работы не мог существовать ни дня,
даже в Дом отдыха всегда брал с собой инструменты. Возможно, эта одержимость и
есть то божественное вдохновение, о котором так мечтают артисты, художники,
музыканты, поэты, архитекторы, певцы...
Мастер считает,
что сама фамилия Корнеев уже предопределила его судьбу - работу с деревом.
Однако, прошли долгие годы творческих исканий, прежде
чем он стал Мастером деревянной скульптуры.
Во время
Великой Отечественной войны Корнеев три раза уходил на фронт, и все три раза
его возвращали - он нужен был оборонке. У него была довольно редкая
специальность - юстировщик - он занимался подгонкой оптических приборов бомбометания, которые устанавливались на
кораблях. Прирождённое чувство формы делало его незаменимым специалистом.
После войны
Николай Александрович поступил в Строгановское училище на отделение подготовки
мастеров по специальности "гравер значков и медалей". Гравировал
изделия на стали по готовым эскизам. В училище были
курсы рисунка, живописи, композиции, архитектуры, истории искусства,
значительная часть времени отводилась военному делу. В 1950 году Корнеев
получил диплом без защиты - об этом позаботилось руководство Строгановки, так как к этому времени у талантливого
выпускника открылась каверна в легком, и его жизнь буквально держалась на
волоске. В роду у Корнеевых туберкулеза не было, - так на его здоровье сказалось
одержимое увлечение живописью. В те годы живопись безраздельно захватила
Николая Александровича, не оставляя места ничему другому. Это продолжалось
примерно до конца 1950-х годов; он писал бесчисленные натюрморты, портреты, но
больше всего пейзажи. Работы тех лет у художника почти не сохранились - он
щедро дарил их друзьям и знакомым. Просматривая то, что осталось, видишь, как
тщательно, с какой любовью прописывал он
каждую деталь картины, отдавая творчеству всю свою душу и талант.
Но вот пришла
пора новых технологий, появились слайды и цветная фотография с её высокими техническими
возможностями, и Николай Александрович неожиданно почувствовал, что занятия живописью
потеряли для него смысл. Тогда ему было около сорока лет. И вдруг произошло
событие, ставшее поворотным для всего человечества, - 12 апреля 1961 года в
космос полетел Юрий Гагарин! Это вызвало у художника такой прилив творческих
сил, что он внезапно почувствовал острую потребность лепить. В тот же день
Николай Александрович сделал первую в своей жизни скульптуру из пластилина. Это
был... бюст его сына, удивительно похожего на первого космонавта Земли, -
открытого, улыбчивого парня, завоевавшего сердца миллионов людей планеты. Затем
в течение суток Корнеев вылепил портрет К.Э.Циолковского - позже на такие
работы у него уходила не одна неделя.
Николай
Александрович никогда не был конъюнктурщиком - он
делал то, что подсказывало ему сердце.
Дальнейшее
направление скульптурных работ решил его величество случай. В 1969 году Корнеев
посетил выставку "Лесная скульптура" на Кутузовском проспекте. Она
произвела на него столь сильное впечатление, что он обратился к организаторам с
просьбой включить и его работы в экспозицию будущих показов. Ему ответили, что
экспонаты для выставок отбирает строгий Художественный совет. Николай Александрович
страшного Худсовета не испугался, принес свои работы и... был жестоко раскритикован.
Как рассказывает сам художник, тогда он специализировался на скульптурных
портретах известных людей, выполненных в классическом стиле. А клуб
"Природа и творчество", в администрацию которого он обратился,
объединял самодеятельных художников, работавших с природными формами материала.
Мастер Корнеев быстро понял, что от него требуется, и "пошел по пути
создания сказочных персонажей". Уже со следующей своей работой он влился в
коллектив.
Новое
направление творчества было для него органично, поскольку сказка привлекала его
с детства. Собирая в лесу грибы, он всегда обращал внимание на причудливо
изогнутые корни и коряги, стволы деревьев необычной формы, как бы пришедшие из
мира сказочных фантазий. Еще подростком он интересовался философией, слушал научно-популярные
лекции, посвященные тайнам мироздания. В сказке, хотя и по-иному, чем в науке,
для него раскрывалось все то же многообразие мира. И теперь воспоминания
детства помогали ему создавать все новые образы скульптур. Ребенком он любил
наблюдать за быстро изменяющимися облаками, на всю жизнь
запоминая увиденные им "сюжеты". Поэтому сейчас, когда его
спрашивают, откуда он берет свои темы, Николай Александрович неизменно
отвечает: "С небес!".
Первая "серъёзная" деревянная скульптура появилась у Николая
Александровича в 1970 году. Дело было зимой, - вспоминает художник, - в Каллистово под Москвой. Он пошел с другом на охоту, выполняя роль "собаки". И совершенно случайно (а
что значит «случайно»?!) увидел березу с наростом, напоминающим чалму. Его
воображение сразу нарисовало под этой чалмой лицо восточного человека -
воплощение мудрости и созерцательного спокойствия. Бесстрастное, погруженное в
себя лицо патриарха Авраама, ждущего путников у шатра. Скульптура, которую он
назвал "Мудрец", была вырезана на одном дыхании, за один день.
Как будто Мастеру был выдан аванс для вдохновения на всю жизнь. Эта вещь сразу
же попала на Всесоюзную выставку самодеятельного искусства, посвященную
100-летию со дня рождения В. И. Ленина, и автор получил за нее Диплом лауреата.
Позже работы такого уровня требовали не менее месяца кропотливой работы.
Потом в его
коллекции появились образы многочисленных стихий природы - этот период был для
Николая Александровича сродни с эпохой язычества, через которую прошли наши
предки.
У Николая
Александровича никогда не было мастерской. Он не закупал материала для своих
работ - материал находил его сам. Почти за каждой работой скульптора -
увлекательная повесть, откуда и как пришел к нему тот или иной корень,
причудливая коряга, древесный ствол или пень. География материала - это огромная
территория бывшего Советского Союза. Скульптура "Водяной" -
вещь со сложным монтажом. Голова "Водяного" была найдена на юге, в
Ялте, и там же вырезана обычным перочинным ножом. Позже, на своем дачном участке
в подмосковных Белых столбах из корней погибшей яблони художник сделал бурлящее
болото. Работы тех лет как бы показывали, что за видимой материальной оболочкой
мира стоит иной, более тонкий мир. До Бога - Творца неба и земли было еще
далеко, но художник уже вырывался из грубой материальности и атеистической
направленности официального искусства того времени.
В "Черноморе" (1975 год) продолжается та же тема,
что и в "Водяном". Это бурная стихия воды и в то же время отражение
внутреннего состояния самого автора, его "половодье чувств", почти не
управляемых сознанием. Как замечал сам автор, в его творчестве были периоды,
когда за природными формами он как-то сразу видел будущих персонажей своих
скульптур. Но иногда это вИдение исчезало.
Искалеченная,
изжёванная бульдозером ветка, подобранная Корнеевым на даче в 1966 году,
превратилась в доброго "Домового". Другая ветка, напоминавшая
гибкий девичий стан, была найдена в ближнем лесу. И в душе художника вдруг
прозвенела пронзительная есенинская строчка: "Как жену чужую обнимал
берёзку". Из этой находки получилась трогательная девичья фигурка, которую
автор так и назвал - "Березка".
"Ясновидящий"
(1992 год) перекликается с первой работой Мастера "Мудрец". Но
если чело "Мудреца" венчает чалма, то у "Ясновидящего" - открытое, полное внутреннего спокойствия
лицо, обрамленное вихрем волнистых волос. Они как бы олицетворяют внешний мир,
кипящий человеческими страстями; как в озере-зеркале отражается он в
незамутнённой душе пророка.
Колючая,
щетинистая фактура яблони послужила для создания нескольких работ под названием
"Стихия ветра". Ветви, растущие в разных направлениях,
олицетворяют потоки ветра, которые закручиваются в урагане. Ветер в работах
Корнеева - грозный слуга Бога, наказывающий за грехи.
Образ стихии
может трактоваться неоднозначно. В композиции "Пламень" (1997
год), взметённые в едином порыве переплетающиеся коренья это не только языки пламени
реального костра, но одновременно аллегория яростной озлобленности невежества,
беспощадный огонь, в котором погибли великие ученые - от Джордано Бруно до Вавилова.
О людях,
подобных Корнееву, говорят, что они родились без кожи. Николай Александрович
очень остро переживает не только свою, но и чужую боль. Все, что происходит в
обществе, он воспринимает как события своей личной жизни, - "трещина мира
проходит через сердце поэта". В юности он невзлюбил Сталина, а после его
смерти почувствовал буквально физическое облегчение.
Работа "Россиянин"
была навеяна заговором путчистов в августе 1991 года. Это вещь философская. Её
основу составляет поверхность, напоминающая цилиндр в разрезе: обработанная
выпуклая его половина - образ страдающего народа; другая, "не выставочная"
полая часть, - сама опустошенная, разрывающаяся душа человека и общества, не
нашедшего истину.
Работа "Пророк"
чем-то сродни плакату Дени Моора
"Помоги". Здесь не случайна перекличка с образом мооровского старика голодающего Поволжья. В скульптуре Корнеева, созданной в смутную эпоху правления Ельцина,
поднятые к небу изможденные руки старца-пророка, призывают нищающий, теряющий
веру, гибнущий от чего-то неведомого и непонятного и безуспешно пытающегося
найти спасение от этого в тех же наркомании и алкоголизме народ России к
покаянию и трезвому осмыслению происходящего.
В 1993 году
скульптора поразило, как могли русские люди расстреливать друг друга. По мнению
художника, общество тогда захлестнула волна сатанизма. Все пережитое в те дни
он воплотил в работе "Сатанинское дерево". Каждый из многочисленных
наростов на этом дереве - меленькая сатанинская рожица, воплощённый грех, а все
вместе они - вышедшая наружу накипь человеческих пороков. Это и неуёмная жажда
власти, и жадность, и безумные амбиции, стоящие за кровавыми играми политиков и
"патриотов". Чтобы люди могли лучше осмыслить и изжить в себе
греховные качества, Корнеев создает множество скульптур, олицетворяющих
зависть, ненависть, слепой гнев. Он как бы говорит каждому из нас:
"Посмотри, человек, каким ты иногда бываешь! Нравишься ли ты себе
таким?".
Но человеческой
душе всегда требуется отрада. Её художник находит в братьях наших меньших.
Через все творчество Корнеева проходят удивительно пластичные образы его
любимых дельфинов. Скульптор не сомневается - они разумны и чувствительны, как
дети. Вечные дети. Кажется, что его вырезанный из вяза "Журавушка" (1980 год), - тот же дельфин, только
с крыльями.
Работа "Ветеран"
(1993 год) изображает старика с крестообразно раскинутыми руками. Это образ уходящего
из жизни военного поколения, взывающего о помощи. Болью пронзает сердце
немощная, извивающаяся от житейских трудностей старческая фигурка.
Тема "маленького
человека", до которого никому нет дела в этой жизни, продолжена в
скульптурной композиции "Диалог" (1994 год). К этой работе как
нельзя лучше подходит известная русская поговорка: "Сытый
голодного не разумеет". Это диалог сытой городской Думы и голодного
народа. Образ народа олицетворяет вогнутая полая ветвь - одновременно
вещественная и... бесплотная, как дымок догорающей свечи.
"Бомж"
(1996 год) - образ человека с определённой философией, суть которой
представляется в нежелании признавать иерархию как принцип мироздания, в постоянном
проявлении гордыни с вытекающими из неё неуёмными неудовлетворёнными
претензиями. Это человек как бы противопоставлен незримому образу юродивого, также
не признающего "табели о рангах", но совершающего свой благословенный
Богом подвиг Христа ради.
Когда автор
создавал скульптуру "Лукавый" (1997 год), он имел в виду... Мавроди. Для Корнеева этот
человек - змей-искуситель, который соблазнял народ "лёгкими"
деньгами. Пластический образ лукавого - это крючки-оправдания для личности,
ищущей компромисс со своей совестью. Жизненное кредо скульптора в том, что всё
в этой жизни нужно заработать своим трудом. И лишь лукавый способен убедить
человека, что он может достичь всего, не трудясь.
Часть жизни
Николая Александровича - это ежедневная телевизионная хроника событий. Как я уже говорила, для него не
существует чужой трагедии. Подтекст работы "Мученик" (1998
год) это образ подвешенного, растерзанного пытками человека. Здесь -
продолжение минорной темы, которая звучала в его работе 1996 года "Распятие".
Как-то
незаметно, но всё более ощутимо в скульптуру Корнеева стала проникать тема,
осмысление которой заставило его переоценить всё то, к чему он был привязан всю
жизнь. В 1990 году Николай Александрович создал скульптуру "Моисей".
Выполненная из корней яблони, эта работа в чем-то перекликается с "Ясновидящим".
Начиная с этого образа, художник всё чаще стал обращаться к теме ветхозаветных
пророков.
Христианская
тематика также пришла к нему "из корней". В 1994 году Корнеев создал
скульптуру "Христос". Фигура Сына Человеческого с
крестообразно раскинутыми руками показывает вознесение Христа - корни как бы
выпрямляются, вытягиваются, устремляясь ввысь. В основу иконографии работы
"Спаситель" (1999 год) был положен "Спас Нерукотворный";
правда, от себя, вне канона, автор окружил голову Христа сиянием.
Все эти
скульптуры были лишь предтечей его главного труда - резных икон, выполненных
автором на гладких досках. Казалось бы, работа над иконой, композиция которой
строго подчинена определенному канону, исключает полёт фантазии автора - то,
что было особенно дорого Николаю Александровичу в творчестве. Тем не менее, именно
создание резной иконы Корнеев считает исключительно уникальным делом, ведь даже
самому автору невозможно было бы повторить рельеф уже выполненного произведения.
В резной иконе Корнеев нашел нишу для своей творческой индивидуальности, органично сочетая ее с
гениальным каноном христианской иконописи. С 1999 года Николай Александрович
начал вырезать иконы по классическим образцам, опубликованным в православных
календарях.
В 2001 году
Корнееву подарили очень старую икону на липовой доске: сюжет практически не был
виден; краска на ней вся сошла, один кусочек дерева сгнил от времени, так что
его пришлось заменить. Николай Александрович решил возродить эту намоленную несколькими поколениями людей святыню. В основу
композиции, вырезанной им на древней иконе, он взял гравюру Доре
"Рождество Господа нашего Иисуса Христа". Низкий рельеф
резьбы, небольшой размер доски (15´15
см), на которой должно было разместиться более десятка разнохарактерных
персонажей, требовали особо искусного владения материалом. Только Мастер мог
осуществить столь тонкую и трудную работу. И ему это удалось!
Вырезая иконы,
Николай Александрович начал замечать, что стал гораздо спокойнее, прежняя одержимость
незаметно для него отступала.
Резная икона,
посвященная святому Преподобному Николаю Печёрскому (2002 год), передаёт, как
нечеловечески труден молитвенный подвиг служения Господу, который наши предки
сравнивали с подвигом на поле брани.
Работая над
образом Преподобного Сергия Радонежского - величайшего святого Древней Руси,
Николай Александрович впервые почувствовал никогда прежде не испытанное чувство
благоговения к созданной им иконе. Так он на собственном опыте осознал, почему
средневековые мастера никогда не подписывали своих икон, считая, что их рукою
водит сам Бог.
Придя к резной
иконе, Мастер отнюдь не утратил интереса к тварному
миру, ему по-прежнему хочется создавать работы, отражающие красоту природы -
людей, животных, цветов... Как и в молодые годы, он полон свежих замыслов.
Недавно ему захотелось вырезать на доске цветы, да так, чтобы зритель мог
почувствовать их божественный запах!
Что ж, нам
остается от всей души пожелать ему творческих удач.
Беседу вела Елена Лисенкова,
искусствовед.
Москва, 10.04.2003 года.
Литературная обработка Натальи Кононовой.