СКУЛЬПТОР НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
КОРНЕЕВ
Искусство Николай Александрович,
как ему кажется, любил с рождения, а сама его фамилия Корнеев уже предполагала
его будущую работу с деревом. Однако, прошли долгие годы
поисков, прежде чем он занялся скульптурой.
Во время Великой Отечественной войны он три раза
уходил на фронт, и все три раза его возвращали, потому что у него была довольно
редкая специальность – юстировщик. Он занимался подгонкой оптических приборов бомбометания,
которые устанавливались на кораблях.
После войны он в Строгановском ХПУ
(художественно-промышленном училище) приобрел специальность гравера. По готовым
эскизам он гравировал значки и медали на стали.
В эти годы он увлёкся
живописью, но в конце 50-х годов, когда появились слайды и цветное фото,
занятия живописью потеряли для него смысл.
Полёт в космос Юрия Гагарина вызвал у него такой
внутренний подъём, что он почувствовал потребность лепить. И сделал бюст сына, кстати, похожего на Гагарина и
портрет Циолковского.
В 1969 году он попал на выставку “Лесная
скульптура”, она так захватила его, что он пришел в клуб “Природа и
творчество”, где уже в 1970 году
на Всесоюзной выставке самодеятельного
искусства за скульптуру “Мудрец” автор получил Диплом лауреата.
А дальше были работы: “Водяной”, “Черномор”, “Домовой”, “Березка”, “Стихия ветра” и многочисленные
стихии природы. Этот период творчества был у Корнеева в чем-то сродни с периодом
язычества, как проходили его наши предки славяне.
Чувство формы у художника сопровождается общей
повышенной физиологической чувствительностью, например, к боли, так же связано с острой гражданской позицией.
События 1991 года навеяли работы “Россиянин”, “Пророк”. В 1993 году, по мнению
художника, общество захлестнула волна сатанизма, что он и выразил в работе “Сатанинское
дерево”.
Потом были работы: “Ветеран”, “Бомж”, “Лукавый”,
“Мученик”, “Распятие” -
отражающие нашу действительность.
Но постепенно Николай Александрович стал всё чаще от
языческих образов обращаться к ветхозаветным пророкам и христианским святым.
Так появилась работа “Моисей”, потом “Христос”, “Спас
Нерукотворный”. А с 1999 года Корнеев стал резать иконы на досках. Теперь у
него на стене висят иконы: “Рождество Господа нашего Иисуса Христа”,
святоши Николая Печерского, Сергия Радонежского, сегодняшнего патриарха Алексия и многие
другие. В свои 80 лет Корнеев создал около 500
скульптур!
Творчество Николая Александровича началось с
восхищения окружающим миром и желанием остановить мгновение, и он всю страсть
души вкладывал в живопись и акварели. Потом начался скульптурный период, и
много лет из этой скважины бил мощный
творческий поток. И вдруг он поменял русло, леших и домовых сменили
святые.
Художнику даны от Бога чувство формы и великий дар
любви и сопереживания окружающего мира людей, животных, природы.
Стих из псалма “Всякое дыхание да хвалит Господа”
может быть девизом ко всему творчеству Николая Александровича Корнеева, и
особенно последних лет.
Апрель 2003 год.
Художник Елена Лисенкова
(В кратком изложении Н.В.Гришиной)