Юрий Мазнев - По родному краю и вокруг света

Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа | Творчество

Рубрики


О себе

Клуб «Пилигрим»

Село Поим

Вокруг света

Россия

Европа

Сев. Америка

Австралия

Южн. Америка

Африка+

Средиземноморье

Непал + Индия

Монголия + Китай

Италия

Сербия + Черногория


Ссылки

Экипировка

Маршрутные схемы

Полезные советы


 

 

МазневТур – вокруг света поэтапно - Индия

Ашрамы (Нью-Дели – верховье Ганги)

 

7 декабря, воскресенье.

Hodal – Нью-Дели, 106 км, 6 ч.

Весь день прошёл в стремлении быстрее добраться до ашрама Гобинд Садан в Нью-Дели, адрес которого мне дала Людмила Бородина в клубе «Космос».

Дорога хорошая, и я довольно быстро добрался до Нового Дели. В 1911 году британские власти перенесли столицу из Калькутты в Дели, а в 1831 году задумали построить город-сад Нью-Дели. Он действительно очень зелёный, много парков. Но найти ашрам было трудно, так как подобных заведений здесь очень много.

После 3-часовых поисков я всё-таки нашёл Гобинд Садан, и первым, кто меня увидел, была Людмила Тимофеева. Она меня познакомила c Мэри Пэт Фишер, соратником и помощницей основателя этого ашрама Баба Вирса Сингха, с правилами и традициями и т.д.

Вечером я присутствовал на воскресном занятии детей. Дети очень живые, подвижные, но ни разу не видел (впрочем, как и в других местах Индии), чтобы кто-то из них обижал другого. Очень почтительны к старшим. Наставники называли имена пророков всех религий, а дети узнавали их на картине. Затем они повторяли заповеди, и всё делалось в игровой форме. Охотно, без принуждения, исполняли духовные песни.

 

8 декабря, понедельник.

Нью-Дели.

Межрелигиозная община Гобинд Садан «Дом Бога без стен» это практическая программа духовного и социального развития людей любого вероисповедания и образа жизни. Основана в 1968 году святым человеком Баба Вирса Сингхом. Образованные и неграмотные, богатые и бедные живут, работают и молятся здесь плечом к плечу, как одна любящая семья. Таким образом Бабаджи помог многим людям восстановить веру в то, что Бог есть, и что в каждом есть Сила, которая пробуждается, если искренне следовать Божественным заповедям.

Свою миссию он видел в том, чтобы помочь людям стать ближе к Богу, преодолевая конфликты, насилие и терроризм, отравляющие мир, уважать традиции и пророков всех религий. Для этого в общине созданы места поклонения: хаваны со священным огнём, павильон со статуей Иисуса Христа, мусульманская мечеть, индуистский и иудейский храмы, павильоны Будды и Махавира, где проводятся молитвы, в том числе и совместные церемонии, празднования главных священных дней, связанных с жизнью всех пророков, обучение детей Божьим заповедям.

Баба Вирса Сингх всегда подчёркивал, что Бог Един, есть только одна Любовь и одна Истина. Имена его (Аллах, Вахегуру, Господи, Рабби) мы вольны выбирать, но Истина в том, что он не ограничен никаким отдельным вероучением. Он говорил: «Забудьте же о всех разногласиях, ибо они порождают ссоры между нами. Откажитесь от них, и тогда мы признаем друг в друге только сестёр и братьев».

Свою приверженность этой идее он показал своей жизнью и деятельностью: своими выступлениями и статьями по преодолению конфликтов и терроризма, личным участием в их прекращении. Он дважды посещал нашу страну с посланиями любви и исцеления.

В 1990 году Бабаджи основал Институт сравнительного религиоведения, где ведётся исследование причин противоречий среди религиозных течений, проводятся ежегодно семинары и др. Имеется центральная библиотека с редкими религиозными текстами.

В 80-е годы на ранее непригодных землях (в трех часах езды от Дели) создано фермерское хозяйство, которое приносит доход, продукты, даёт людям работу и пример того, как можно выбраться из бедности. По этой модели создана община Гобинд Садан в штате Нью-Иорк в США.

В настоящее время дело Бабаджи продолжают его ученики и последователи.

В эти дни идёт подготовка, и будут отмечаться два важных события. Это година Баба Вирса Сингха (24 декабря) и празднование Рождества Иисуса Христа (25 декабря).

О Баба Вирса Сингхе

Его мощная духовность была признана когда он был еще ребёнком. Его семья жила в деревне Сараван Бодла в Пенджабе. Он помогал на ферме до того момента, когда испытал сильные муки, срезав стебель злака и увидев пролившийся из него сок. С этого дня он начал медитировать день и ночь под деревом, известным теперь как Бер Сахиб.

Однажды величественная фигура предстала перед ним. Явившийся Гуру начал обучать его строгой медитации и служению человечеству. Это был Баба Сири Чанд, аскет и старший сын Гуру Нанака, первого сикхского Гуру. Великий Десятый Гуру сикхов, Гуру Гобинд Сингх, также начал обучать его посредством видений.

Когда мальчик начал исцелять неизлечимые болезни, менять человеческие судьбы, жители деревни признали, что в нём проявляются великие силы. Они начали собираться вокруг него, и теперь они охотно рассказывают о чудесах, ежедневно происходивших среди его последователей.

Следуя велению Бога, Бабаджи перемещался с места на место, напоминая людям о вечных Божественных истинах и утверждая единство всех пророков. Под духовным руководством Бабаджи также создавались процветающие фермы в первоначально суровых условиях. Множество людей были благословлены, исцелены, и изменили себя под его влиянием и следуя практической программе, которую он рекомендовал.

Бабаджи не претендовал на то, чтобы считаться Гуру. Он не искал славы, последователей, людей, принявших его веру, или денег. Он говорил: «Лишь Бог единственный Вершитель, Тот, кто даст вам всё. Отдавайте всю вашу любовь Богу. Я всего лишь пытаюсь стать лучше, как человеческое существо. Единственная разница между вами и мной состоит в том, что у меня есть вера в Бога».

Людмила постепенно ввела меня в курс всех дел в ашраме, и я стал активным участником духовных практик (беседы, медитации, киртаны и др.), ритуальных действий, ежедневного (по 2 ч) вознесения молитв у священного огня.

Дважды в сутки в числе паломников и местных жителей (работников ашрама) я буду поддерживать священный огонь в хаване, используя дрова, топлёное очищенное масло (ГХИ) и смесь сухих цветочных растений (самагра), и одновременно читать молитвы на русском языке. Это Джап Сахиб (Святое слово) десятого и последнего сикхского гуру Гобинд Сингха (1666-1708) в 1999 стансах, восхваляющих Бога. Удивительно, но уже в то время Гуру проповедовал веру в единого Бога, он воспевал: «Ты не привязан ни к какому отдельному вероучению, ты не имеешь касты, ты не принадлежишь никакой отдельной стране, ибо все страны Твои, Владыка; ты не привязан ни к какому месту, ибо нет такого места, где не было бы Тебя!»

Гуру Гобинд Сингх почитается у сикхов как святой, как Махараджа, Великий Герой.

В течение дня я обошёл все святые места. Все они обустроены с любовью, везде имеются фотографии Баба Вирса Сингха, с добрым взглядом и лучистыми глазами, и много цветов на клумбах, в горшках или выложенных в виде узоров из лепестков или нанизанных в гирлянды из головок цветов.

В садах образцовый порядок и чистота. Есть уголки для игр детей.

Заглянул я и на ферму. У буйволов приплод - 18 буйволят. Молоко своё. На огородах все виды овощей. Сейчас созревают помидоры – прибавка к столу. Есть плодовые деревья: папайя, гранаты. На травке гуляют павлины, а среди ветвей щебечут птахи. Прямо, как в райском саду.

 

9 декабря, вторник.

Нью-Дели.

Продолжаю вживаться в режим и ритм жизни ашрама. Мне надо понять, какие духовные практики были присущи при жизни Баба Вирса Сингха и стали традиционными в ашраме. Быстро, не теряя времени, подключиться к наработанным приёмам для продвижения к своему сознанию.

Самыми первичными из них для меня стали:

  1. Джап - медитативная практика повторения имён и эпитетов Бога (молитва). Мне по душе пришлось чтение стансов «Джап Сахиба», написанных гуру Гобинд Сингхом. Читая 199 стансов вслух, я как бы беседую с Господом, и воспеваю его достоинства, желая их появления в себе.
  2. Исполнение мантр, создающих вибрации,- «НАМ» (священное имя Бога) и «ИК ОНКАР («Бог Един»).
  3. Медитация (переводится как размышление). Для этого надо сесть в удобную позу, расслабить тело и оставаться так столько времени, сколько возможно. С любовью сосредоточиваюсь на Учителе. Сначала им был мой дед, потом стал Иисус. Мысли прыгают, блуждают, и я их собираю в пучок и фокусирую на Учителе. Это достигается концентрацией. С каждым разом она дается все легче. Таким образом, медитировать – значит обратиться внутрь, думать об Учителе и слушать то, что он говорит. Медитация очищает от неправильных мыслей и действий.
  4. Йога – больше всего мне необходима индивидуальная практика для установления покоя ума и контроля над желаниями и чувствами.
  5. Сатсанг (означает «истинное общение») - практикуется групповая беседа, совмещенная с медитацией.
  6. Вегетарианство – практика, принятая во всех ашрамах, как образ жизни, связанный с сознательным отказом от животной пищи.

Мне также приходится участвовать в некоторых обрядах и религиозных церемониях. Баба Вирса Сингх рекомендовал одну и ту же духовную программу для всех: повторять Нам (Священное Имя Бога), читать Джаап Сахиб (великий гимн Гуру Гобинд Сингха, восхваляющий Бога как Беформного и пребывающего за пределами религии, но присутствующего везде и всемогущего), делать сева (добровольное служение) и подниматься рано утром, чтобы начать благодарить Бога и обратиться внутрь себя для сражения со своими недостатками и восприятия Света Божия, который пребывает внутри нас всех.

Хаван (священный огонь) поддерживается круглосуточно во всех общинах Гобинд Садана. Хаван это особенно могущественное место для встречи с тьмой внутри себя, обращения к Божественному Свету, благословления и исцеления, ибо постоянное повторение Нам и Джаап Сахиб в хаванах, похоже, вызывает исцеляющее присутствие Бога. Почтительное чтение Гуру Грант Сахиб, великого сикхского писания, тоже происходит круглосуточно.

Молитвы также случаются спонтанно на Месте Иисуса (где Иисус предстал перед Бабаджи в памятном видении и где умиротворяющий сад со статуей Иисуса посещают теперь люди всех вероисповеданий) и у многих мусульманских пиров (святых) во многих общинах Гобинд Садана.

После двух дней пребывания в ашраме я попросил у Мэри разрешение на 10-дневное велопутешествие в Предгорья Гималаев, в верховье Ганги, в священные места Харидвар, Ришикеш, а также в Хайдакхан.

Получив согласие, приступил к сборам. Отобрал тёплые вещи, они снова пригодятся в горах, продукты на 2-3 дня, газовую горелку с баллоном.

PICT1218

 

PICT1219
PICT1221
PICT1222
PICT1224
PICT1226
PICT1229
PICT1230
PICT1231
PICT1232
 
PICT1234
PICT1235
PICT1236
PICT1237
PICT1238
PICT1246
PICT1247
PICT1248

10 декабря, среда.

Нью-Дели – Музафарнагар, дорога № 58, 165 км, 8,5 ч.

Сегодня с полуночи до 2 часов утра дежурил с Людмилой в хаване. В заведенное время (2 часа) приходят к огню Мэри, жители, занятые ночной работой, паломники на короткую службу. Обязательно выполняется ритуал жертвоприношения – бросают в огонь какую-либо еду и разрезанные фрукты. Мэри освятила приготовленый Людмилой прасад и раздала присутствующим (сладости, фрукты).

После дежурства ложиться не стал, ещё раз расписал маршрут по дням, проверил снаряжение, принял душ, отправил СМС Володе и Тане.

И после завтрака, приготовленного на кухне ашрама (картофель с овощами и кофе), отправился по малому кольцу, так я назвал свое 10-дневное путешествие в верховье Ганги. Два часа (34 км) потребовалось, чтобы выехать из Дели. По пути встретились некоторые достопримечательности, которые я мог рассмотреть только внешне, так как время было раннее, и я очень спешил. Среди них:

Символ Дели – минарет Кутб–Минар, который виден отовсюду (высота 73 м). Создан в ХIII веке как «Башня победы» ислама.

Гробницы мусульманских правителей династий Саидов и Лоди.

«Ворота Индии» - это Триумфальная арка, возведённая в память о жертвах Первой мировой войны. Дорога от ворот ведёт по проспекту Радж–Патх к резиденции президента (здание английского вице-короля).

Радж–Гат – мемориал, посвященный Махатме Ганди, погибшему в 1948 году.

Красный форт – крепость-дворец правителя из династии Великих Моголов из красного песчаника.

Проехав по километровому мосту через реку Джамну, я выехал на дорогу в Гхазиабад. В этом городе произошла интересная встреча с майором полиции, который убедил меня ехать сначала в Харидвар и Ришикеш, а оттуда в Халдвани, а не наоборот. Мотивируя тем, что дорога на Халдвани на ремонте и вступит в строй на днях. В заключение он предложил вместе с ним перекусить.

Дорога № 58 на Халдвани тоже недавно реставрирована и проходит среди полей и перелесков. Декабрь, а на полях растёт картофель, разные овощи, сахарный тростник. На рынках полно моркови, белой редиски, огурцов, помидоров, свёклы, капусты и т.д., а также фруктов – ананасов, апельсинов, лимонов, бананов.

Ехать было легко, очевидно, после отдыха, двухдневного восстановления. Поэтому за день проехал 165 км, что явилось новым личным рекордом. Да и груз убавился на 10 кг, кое-что из горного снаряжения оставил в ашраме.

На ночь остановился в придорожном кафе, под навесом. Всем желающим предоставляется кушетка бесплатно, лишь бы остановились. А там, глядишь, постоялец чего-нибудь закажет.

PICT1255

 
 

11 декабря, четверг.

Музафарнагар – Харидвар - Ришикеш, дорога № 58, 98 км, 6 ч.

6:15 утра, а вокруг из-за тумана ничего не видно. Еду почти наощупь.

В 9 часов остановился на завтрак. Сварил креветочный суп-пюре по-тайски. Очень вкусный и варится не более 2 минут. Вот такие теперь у нас в ОАО «Русский продукт» производят пакетные супы. Пью чай, на день завариваю 3 термоса (емкость 1 л).

В Roorkee заехал в банк (деньги кончились), купил батарейки к велофонарю, геркулес. Вторично чинил покрышку (нужной мне покрышки ни в одном из веломагазинов не нашёл). С тем и выехал в Харидвар, до которого осталось 28 км.

Места эти очень посещаемые, поэтому движение интенсивное. Чтобы пропустить встречные автомобили, велосипедистам приходится съезжать на обочину. Но и здесь мчатся мотоциклисты. Один из них с двумя пассажирами зацепил меня и свалил на асфальт. Хорошо, что на меня никто не наехал сзади. Виновник несколько раз оглянулся и уехал. А я сижу какое-то время на дороге, рядом велосипед с крутящимся задним колесом и объезжающие меня машины.

К счастью, отделался ушибом и вновь ободранными локтями, а велосипеду почти ничего, только чуть-чуть руль погнулся при падении.

Рассмотреть Харидвар, как следует, не успел из-за темноты (сделаю это на обратном пути).

По мостам пересек несколько рукавов Ганга, с одного из них сделал снимки вечернего города и громадную скульптуру бога Шивы.

В Ришикеш въехал при свете фар, но довольно быстро разыскал ашрам Шивананды. В офисе приняли доброжелательно, зарегистрировали и выдали ключ от 3-местной комнаты. Я один, в комнате стол, два стула, шкаф и кровати, чего ещё нужно. Туалет и душ общие. Дежурный, приветливый и внимательный, предложил яблоки, печенье, молоко и кашу, напоминающую нашу пшённую (к ужину я не успел).

Сейчас изучаю распорядок дня и схему города, а завтра начну и в течение двух дней продолжу ашрамную жизнь.

 

PICT1256

PICT1259
PICT1262
PICT1263
 
 

12 декабря, пятница.

Ришикеш.

Что мне известно об основателе ашрама?

Свами Шивананда очень известный философ йоги, святой мудрец. Родился в 1887 году и с малых лет проявил интерес к основам Веданты и желание служить людям. Получив медицинское образование, после непродолжительной работы в Малайзии Шивананда (буквально, Блаженство Всевышнего) возвратился в Ришикеше и в 1932 году организовал ашрам, в 1936 – общество Божественной Жизни, а в 1948 – Лесную академию Йоги и Веданты. В 1963 году созвал Всемирный парламент религий. После себя он оставил более 300 книг и сотни учеников самых разных национальностей и различных религиозных убеждений. Сейчас ашрамом руководят Свами Чидананда и Свами Кришнанда.

Ашрам представляет собой комплекс сооружений: храмы, жилые корпуса, спальные комнаты для паломников, кухня и обеденный зал и др. Но центральным местом является Садху плейс – место кремации Свами Шивананды. Поднимаюсь по лестнице с аркой на площадку, где установлен монумент. Рядом храм, усыпальница святого Samadhi Shrine, академия, библиотека.

В зале Samadhi Shrine (храм-зал Нирваны) портреты Свами, бюст, по обе стороны рисунки с эпизодами из его жизни: в детском возрасте, учёба в медицинском институте, во время операции, встреча с Учителем, период аскетизма и самоотречения, путешествие по Индии и др.

В зале постоянно читается молитва, приходят садху и паломники, проводятся киртаны (пение мантр), медитации, сатсанги (совместные беседы с гуру).

Вот и начался мой первый день в ашраме.

5 - 6:00 – киртан, медитация, мантра «Ом Намах Шивайя»

6 - 7:00 – йога, пранаяма

7:00 – завтрак

7:30 - 9:00 – Vishnu Sahasranama, «Ом намо нараная»

9:30–10:30 – пуджа 

11:00 – ланч

16:00 - 17:00 – занятие в библиотеке

16:30 - 17:30 – обед

17:30 – 18:15 – баджаны, киртаны, Ganga Arati

18:30 - 21:30 – сатсанг, лекция, киртан, баджаны.

Существуют общие для всех правила:

1.      Участвовать в духовных программах и вечерних сатсангах.

2.      Не готовить пищу в комнатах.

3.      Не есть скоромное, не курить и не употреблять спиртное.

4.      Не оставлять в комнате ценности.

5.      Соблюдать спокойствие.

6.      Вовремя посещать столовую.

7.      Ашрам закрывается в 22 часа.

8.      Перед отъездом посетить офис.

После ланча отправился осматривать достопримечательности города.

Ришикеш считается мировой столицей йогов, городом святых, мудрецов и аскетов. Он находится в 25 км к северу от Харидвара на высоте 365 м в горном ущелье, по обе стороны Ганги. В Ришикеше много храмов, мест для совершения ритуального омовения, ашрамов, которые проводят курсы по медитации, йоге, классическим индийским танцам. Наиболее известные ашрам Шивананды, Веда Никетан Махеш йоги, Омкарананда и др.

Берега Ганги соединяют два ажурных подвесных моста - Шивананды и Лакшмана (брат Рамы). При переходе с правого берега на левый у моста Шивананды в открытом храме наблюдал праздничную церемонию награждения старшеклассников школы по изучению санскрита за успешное окончание учебного года.

Здесь и произошла неожиданная  встреча с Ритой, а затем и с Мишей, друзьями Алика, с которыми я познакомился во время треккинга в Гималаях. Это была удивительная встреча!

Они здесь уже 3-ю неделю занимаются йогой в ашраме «Веда Никетан» у Свами Дармананды. Со знанием дела они провели экскурсию по левому живописному и низкому берегу: Ганга здесь неширокая, метров 100, чистая и быстрая. Мы прошли от одного моста  до другого, а назад возвращались босиком по песку, белому и мелкому. На больших валунах греются разные люди. Садху в оранжевых одеяниях устроились на обед. Миша уже был здесь несколько раз и с одним из них, который обычно играет на флейте, знаком. Они заговорили, и садху, охотно поддержав разговор, нашли несколько добрых слов по поводу моего путешествия.

Рядом нежились на солнце супруги из России, которым Ришикеш пришёлся по душе.

Мы прошли мимо дома Свами Шивананды, в котором он жил и оставил своё тело. И подошли к ашраму «Веда Никетан», зелёному и цветущему. В саду множество скульптурных групп: Шива медитирует под скалой, а Ганга из кувшина льёт на его голову воду, Кришна играет на дудочке рядом с коровой и много других сцен из индийских мифов.

Здесь мы расстались с Ритой, которая спешила на занятия, и вдвоем с Мишей вышли к центральному храмовому месту - к арке ворот с белой колесницей, за которой прямо над водой (на платформе) медитирует главный бог Шива. Скульптура из белого мрамора среди бурной реки завораживает.

Здесь я остался в ожидании священной церемонии – пуджи Ганге (ритуал поклонения реке Ганге), которая намечалась на 17 часов.

Появились музыканты, певцы, школьники в красивой форме, гости, и началось духовное песнопение. Затем были зажжены священный огонь и светильники. Десятки людей вращали по часовой стрелке горящие огни и пели в сопровождении оркестра.

Стемнело, и пущенные по воде светильники течение стремительно уносило вдаль. Фигура Шивы, к которой часто обращались в молитвенной позе, светилась в темноте.

Немногие реки окружены столь божественным ореолом, как Ганга, самая священная река для индусов. В Ведах сказано, что она начинается во Вселенной в виде Млечного пути и спускается на землю в Гималаях, в местечке Ганготри. А чтобы она не разрушила Землю, явился Шива и подставил свою голову под потоки реки. В месте его вечного пребывания в 18-м веке был построен белоснежный храм.

После омовения в Ганге в Ришикеше начинается путь паломников в Ганготри. Я тоже собирался посетить это место, но знающие люди предупредили, что сейчас туда добраться невозможно, так как выпал снег, и перевалы закрыты до весны.

Приходится корректировать маршрут в пути. Есть ещё одна хорошая идея – посетить Хайдакхан, где находится ашрам Бабаджи, родоначальника крия-йоги. Это в 200 километрах от Харидвара, в сторону Халдвани и Найнитала.

PICT1266

PICT1267
PICT1268
PICT1269
 
PICT1270
PICT1272
PICT1273
 
PICT1274
PICT1277
PICT1278
 
PICT1279
PICT1280
PICT1281
 
PICT1283
PICT1284
PICT1285
 
PICT1287
PICT1288
PICT1289
PICT1290
PICT1292
PICT1294
PICT1295
PICT1296
PICT1297
PICT1298
PICT1299
PICT1300
 
PICT1301
PICT1302
PICT1303
PICT1304
PICT1311

Продолжение следует... 

< пред. | 15 | дальше >

См. также:

Гималайский дн.: 1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Цели и интересы  |  Схемы маршрута  |  График прохождения маршрута  |  Поддержка друзей

1 этап (российский) – Владивосток – Чита – Красноярск – Екатеринбург - Москва

2 - (европейский) – Москва – Финляндия – Швеция – Дания – Германия - Нидерланды – Бельгия – Франция - Испания

3 - (североамериканский) – Бостон – Сан-Франциско

4 - (австралийский) – Брисбен - Перт

5 - (южноамериканский) – Перу – Боливия – Бразилия – Уругвай – Аргентина

6 – (африканско-средиземноморский) – Тунис – Египет – Иордания – Сирия – Ливан

7 – (непальско-индийский) – Катманду – базовый  лагерь Эвереста - Лумбини – долина Ганга - Дели

8 - (трансгималайский) - Монголия – Китай – Тибет - Алтай

9 – (средиземноморский) – Италия

10 – (средиземноморский) – Сербия - Черногория

Опубликовано: 10.11.2008

 Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа | Творчество

 

Hosted by uCoz