Юрий Мазнев - По родному краю и вокруг света

Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа | Творчество

Рубрики


О себе

Клуб «Пилигрим»

Село Поим

Вокруг света

Россия

Европа

Сев. Америка

Австралия

Южн. Америка

Африка+

Средиземноморье

Непал + Индия

Монголия + Китай

Италия

Сербия + Черногория


Ссылки

Экипировка

Маршрутные схемы

Полезные советы


 

 

МазневТур – вокруг света поэтапно - Африка

Египет: Каир – Хургада

 

1 ноября, четверг, 22-й день.

Каир - 70-й км, 70 км, 3,5 ч.

Ясно, 35° С.

С утра готовился к отъезду из Каира. Дописывал дневник, собирал рюкзак.

В 9 часов прибыл мой знакомый Айрат, и мы отправились в Старый Каир. С Айратом я познакомился в посольстве Египта в Москве, когда готовился к путешествию. Еще там он мне очень помог, перевел мою дорожную (визитную) грамоту на арабский язык. И вот нежданно-негаданно он появился в Каире. Добирались на метро до остановки «Святой Георгий», затем в форт Вавилон, построенный при римском императоре Траяне в начале II века. Форт в те времена стоял на берегу Нила.

Старый Каир был известен в древности как Вавилон Египетский. Копты-христиане жили здесь еще до прихода арабов в VII веке. Это место близко сердцу всех египтян – здесь Святое Семейство укрывалось в гроте у родственников.

Старый Каир – сосредоточение христианских храмов (6 коптских и один греческий). Попадаем в ближние ворота и спускаемся по узкой улочке на 20 ступеней вниз (разница в уровнях из-за глубины культурного слоя).

Первая церковь «Подвешенная» (Аль-Муалякка) надстроена на бастионе форта (это видно через стеклянную панель в полу) в VП веке. При строительстве использованы колонны и капители более ранних построек. Старинный иконостас (Х-ХШ вв.) вырезан из ливанского кедра, инкрустирован слоновой костью, с иконами вверху. На стенах больше 100 икон. Сюжеты такие же, как и на древнерусских иконах, но манера письма другая: изображения плоские, без соблюдения пропорций. Но впечатление сильное. В застекленных витринах - мощи коптских святых. В реставрации церкви участвуют специалисты Российского института египтологии в Каире.

Храм святого Сергия (Абу Серга) находится рядом. Он знаменит тем, что на этом месте в гроте останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет. Вход туда находится в часовне, слева от алтаря, но доступен только для священников. Здесь постоянно много паломников со всего света. 12 каменных колонн символизируют апостолов, одна из них гранитная – Иудина. Каждые две колонны одинаковые, как напоминание о том, что Иисус посылал своих учеников в мир парами.

Храм святой Варвары, великомученицы (Ш в.). По преданию, ее убил отец, которого она хотела обратить в христианство. Здесь находятся ее мощи. Храм очень большой, построен в V веке. Иконы написаны в XVШ веке.

Храм святого Георгия, построенный в VП веке, сгорел. На его месте в Х1Х веке построен новый. Святой Георгий – самый почитаемый святой в Египте. Ему посвящено 350 церквей.

Справа расположен коптский женский монастырь св. Георга. С Х века сохранился Большой зал с чудотворной иконой. Слева в часовне висит цепь с металлическим ошейником, как символ страдания святого. Тут же находятся его мощи. Святой Георгий родился в 280 году, был офицером римской армии. Прославился героизмом в войне с персами. Принял христианство. По преданию, силой веры он спас от смерти прекрасную принцессу, победив дракона. А вот император  Диоклетиан подверг его пыткам, и в 303 году его обезглавили. Копты очень почитают святого Георгия.

В греческой части форта тоже есть церковь святого Георгия бывшего византийского монастыря. В ней находится икона св. Георгия, а также его скульптурный барельеф, изваянный нашим соотечественником архитектором Фредман-Клоделем.

Рядом с церковью небольшая часовня, в которой находится столб, ошейник на цепи и орудия пытки. Считается, что тот, кто оденет на себя ошейник, причащается к подвигам и страданиям святого и исцеляется. Узнав, что мое имя «Георгий», смотритель-монах предложил мне одеть ошейник и лично сфотографировал «факт приобщения».

За алтарем церкви есть пристройка с колодцем и гротом. Так вот, греки утверждают, что именно в этом гроте останавливалось Святое Семейство. Наши соотечественники-эмигранты изготовили памятную доску с надписью о том, что на этом месте жили младенец Иисус с матерью, спасаясь от Ирода. Более 200 эмигрантов похоронено здесь на кладбище.

Хотелось также посетить Коптский музей, где хранятся манускрипты, оружие, иконы, церковная утварь, и средневековую исламскую часть Каира, но времени у нас уже нет. Нам предстоит побывать еще в одном месте, связанном с пребыванием Святого Семейства (в окрестностях Каира). Это Матарейя, где Святое Семейство отдыхало в тени сикаифы (смоковница). Это дерево засохло, а на его месте при приближении второго тысячелетия высаживали отростки от предыдущих. Рядом построен колодец, на том месте, где забил источник во время остановки Иисуса с матерью.

Говорю Айрату, что он, как ангел-хранитель, появился в трудную минуту. Необходимо сделать фотокопии документов и вместе с фотоснимками сбросить на диск. Это заняло 50 минут. Так что через неделю он доставит материалы для сайта в Москву.

По пути купили батарейки к фонарику. А вот газовых баллонов не нашли. Договорились, что по возвращении мы обязательно встретимся в Москве.

Из Каира выбрался с трудом. Предвыходной день – все дороги забиты. Правил никто не соблюдает, и все от безысходности сигналят. Смрад стоит столбом. В конце концов, к вечеру выехал на дорогу, построенную недавно военными, и ведущую к городу Айн Сакка на побережье Красного моря. Из городского ада попал на широкую, незагруженную автостраду с полосой для аварийных остановок. По ней я и еду. Как только выехал из каменного желоба, вырубленного в скалах, на простор пустыни, так и остановился на ночлег. Поставил палатку за каменной стенкой и облегченно уснул.

455

Коптский храм Аль-Муалякка

460
В храме святого Сергия
(Абу-Серга)
465

466

 

469
470
Иконостас

472

 

474
Греческий храм
475
В часовне святого Георгия с цепью на шее

476

Вход в грот Святого Семейства

479
480
Барельеф святого Георгия

485

Икона святого Георгия

487
492

 

2 ноября, пятница, 23-й день.

70-й км - Зафарана, 120 км, 5,5 ч.

Ясно, 32° С.

Как только рассветало, помчался к морю. Пустыня безжизненная. Ни одного кустика, ни одного побега. Слой рыхлого песка с глиной и каменная основа.

Справа показались танки, то есть танковые подразделения. Палатка штабная, палатки-казармы, походная кухня под тентом. В стороне в рядок два десятка боевых машин. Далековато, детали не разглядишь. Фотографировать строго-настрого запрещено.

Дальше - больше. Очевидно, это танковый полигон.

В последней встрече с Александром Ивановичем Пойдой получил много полезных советов. Кстати, и по поводу дороги на Хургаду. Ехать вдоль Нила, как он сказал, самоубийство. Интенсивное движение, нет полосы для велосипедов, сопровождение автобусов нарядами полиции безопасности (на левом рукаве специальная нашивка). Могут пропустить на том или ином участке, а могут и задержать.

Здесь же, по его словам, он не раз ездил, поэтому я и выбрал именно путь вдоль моря. Что ж, по дороге два монастыря – святых Антония и Павла, в один из них, который поближе к дороге, я и заеду.

Ближе к морю по сторонам появились горы. Это горная цепь, прикрывающая берег. Большой разъезд, дорога вправо уходит в Сахну, а я влево на Хургаду.

Вскоре горы расступились, и моему взору открылось долгожданное море, сначала узкой темной полоской, а затем всей ширью до самого горизонта Синее, цвет воды гуще, чем цвет неба. При приближении море ожило, задышало зыбью. Волны, набегая на берег, гладили песчаные пляжи или с шумом разбивались о скалистые уступы, бурлили и откатывались назад.

Автомагистраль стала чуть уже, но такая же гладкая и чуть шероховатая. Слева море, справа горы. Дорога повторяет все изгибы горного рельефа. Вот она совсем приблизилась к воде, и можно разглядеть рыбаков, сидящих на камнях с удочками.

Чаще слева, когда прибрежная полоса расширяется, попадаются гостиничные комплексы с выходом к морю. Это 2-3-этажные домики разной конфигурации, площадки для игр и немного зелени. Пальмы, травка, цветы. Но все в ограниченном размере.

Но действующих отелей маловато, а строящихся – все побережье. Целая зона.

Увидев песчаный бережок между гостиничным комплексом и каменной грядой, я перетащил велосипед и рюкзак через дорожное ограждение и установил палатку у самой воды.

Рядом, еще до меня, расположилось под навесом арабское семейство. Мужчины и дети купались прямо в одежде, а женщина, облаченная с головы до пят в черное одеяние, одиноко сидела на стульчике.

Проявляя уважение к традициям и чувствам местных жителей, я, не снимая брюк и рубашки, бросился в волны. Какое наслаждение очутиться после пекла в прохладной воде, расслабить все тело и раствориться в водной стихии.

Охладившись, начал собирать на берегу разноцветные и оригинальные по форме камешки: с вкраплениями, прожилками, ямочками и дырочками. Свою коллекцию разложил на плоском камне и снял фотоаппаратом.

Солнце припекало, я забрался в палатку и заснул. Во сне почувствовал, что мои ноги лижут какие-то морские чудища, и в испуге проснулся. Оказалось, что во время прилива вода зашла в палатку, и надо было срочно эвакуироваться. Мою коллекцию волны унесли в море. Взамен гальки я насобирал на камнях маленьких ракушек. К вечеру я вернулся на дорогу и, огибая изрезанное побережье, помчался то среди курортных зеленых местечек, то среди безжизненной каменистой пустыни.

Жара спадает. Мелькают недостроенные комплексы, домики, а потом все исчезает, и впереди голая пустыня. Редкое движение, проедет автомобиль, и никого вокруг. Уже темнеет, и я один в аравийской пустыне.

Совсем затемно я оказался на окраине небольшого селения Зафараны, у полицейского поста. Здесь же заправка, пара магазинчиков да кафетерий.

Обращаюсь к высокому чину полиции с просьбой пристроить меня где-нибудь. Показывают место на зеленой площадке, где я могу поставить палатку. Какой уже раз выручает меня дорожная грамота на арабском.

Рядом дежурит копт. Разговорились. У меня с каждым разом все лучше складывается общение с коптами-христианами. У нас много общих традиций. Коптская церковь – представительница восточной православной ветви христианства. Так что они наши единоверцы.

После покорения Египта арабами, копты оказались изолированными. Этому способствовал и раскол 451 года и разделение церквей. Ныне коптам помогают православная вера и крепкие связи с людьми других религий.

Раз от разу при встречах с коптами-христианами я почувствовал какую-то близость, особое расположение и доверие. Ильес напоил меня чаем, мы поговорили про коптский календарь, посты и праздники и очень душевно расстались

Копты знают великих русских святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других. Одним из самых почитаемых святых для них является Георгий-Победоносец.

Перед сном я продолжал думать о коптах, их монастырях и храмах и сравнивать их православные традиции с нашими. Службы у них такие же, как у нас. Правда, пение у них монотонное, больше похожее на арабское. Они могут во время литургии сидеть на лавках. Молятся они одним большим пальцем, прикладывая ко лбу. К мощам прикладываются касанием пальцев рук, так же и к иконам. Как и русские, они постятся. Во время постов употребляют хлеб, бобы, горох, маслины, финики, овощи, но только после полудня. Почитают Богородицу и святых. Читают Ветхий Завет, Евангелие, книгу Деяний, Послания апостолов. Таинство крещения совершают путем троекратного погружения в освященную воду. Хор обычно поёт на коптском языке, который никто не понимает.

493

Ночлег в пустыне

501
Вот и Красное море
502
Прибойная волна

504

Курортная зона

505
Коллекция камешков
506
Отдых у моря

507

509
С прибоем море подступило к палатке
510
Зашло в палатку

514

И отступило

515
Еду вдоль берега
516
Отель у моря

 

3 ноября, суббота, 24-й день.

Зафарана – монастырь святого Павла - Джариб, 140 км, 6 ч.

Ясно, 30° С.

Утром еще раз расспросил о дороге к монастырю святого Павла (по-арабски, deir Mari Bolos). Пустынная дорога в одну сторону, параллельной ей дорога в другую сторону, а между ними изредка попадаются такие укрепленные «бастионы». Это караулы полицейских служб. Домик с дозорной вышкой и проволочной сеткой. Начальник и двое караульных, сменяя друг друга на посту, бдительно наблюдая в бинокль, несут круглосуточное дежурство.

Проехав 25 км от Зафараны, я подъехал к караулу и уточнил место поворота на монастырь. Ответ точен – через 3 км направо и еще 12 вглубь. И действительно, дорожный знак подтвердил сказанное.

Дорога заасфальтирована, идет на подъем. У ворот дежурит молодой мужчина Мамед. Передает вахту своему младшему брату и сопровождает меня к церковным постройкам. 2 км вверх идем не спеша. Ветер дует в лицо, охлаждая раскаленный от гор воздух.

Наконец, показалась большая современная, но недостроенная церковь. Сейчас стало модой строить новые церкви около старых монастырей, чтобы привлечь туристов-иностранцев к святым местам. Туда сейчас на автобусах беспрестанно потоком везут людей отовсюду.

Чуть дальше расположен сам древний монастырь с 10-метровыми стенами, цитаделью и небольшими церквами. Монастырь святого Павла находится на высоте 244 м у подножия высоких гор. Дикие горы окружают обитель. Тишина и покой.

Здесь я поступаю в распоряжение монаха монастыря Томаса, который приглашает меня и еще русскую семью (родители с девочкой) следовать за ним. Останавливаясь у каждого строения, Томас ведет рассказ.

При входе в монастырь (ворот в те времена не было) стоит башня, с которой спускалась специальная люлька, чтобы поднять внутрь копта-христианина. В башне монахи укрывались от набегов бедуинов. Тогда еще не строили стен. Нижний этаж без окон и дверей. На уровне второго этажа из соседнего здания перекинут деревянный мостик, который в случае опасности поднимают. На первом этаже колодец с водой, склады, на втором и третьем – часовня и церковь святой Девы.

Сама пещера святого Павла находилась рядом. Сначала в пещере сделали часовню, а потом уже возник монастырь с четырьмя храмами. Наиболее древний из них стоит над пещерой, в нем хранятся мощи святого Павла. Стены расписаны фресками, изображения простые, как будто дети рисовали. Здесь много икон, своих и привезенных (например, икона святого Николая Угодника – подарок Николая I (1850).

При строительстве храма в скале были вырублены новые комнаты. Теперь все выглядит так: по лестнице спускаемся вниз в неф (зал для молящихся) и к трем алтарям – святого Павла, святого Антония и святого Меркурия.

Томас рассказывает: Святой Павел Фивейский в возрасте 22 лет ушел из мира в пустыню, где прожил в одиночестве около 100 лет. Рядом с пещерой находился источник (он и сейчас сохранился), росли фруктовые пальмы. Они давали пищу и одежду. По преданию, каждый день по воле Божьей ворон приносил Павлу полхлеба. Так распорядилась судьба, что признанный первым отшельником святой Павел и считающийся отцом монашества святой Антоний встретились именно здесь в пустыне.

Пещерки святых располагались по разные стороны горной гряды, по прямой в 30 км друг от друга. Антоний пришел к Павлу, которому было 113 лет, и Павел попросил его похоронить после кончины. Во второй приход святой Антоний застал святого Павла мертвым и похоронил его. Могилу в каменной земле помогли вырыть два льва, вышедшие из пустыни.

В память о святом Павле старец Антоний взял его тунику из пальмовых листьев и надевал ее только на Пасху и Троицу.

После экскурсии и трапезы я продолжил путь и вечером приехал в поселок Джариб.

Не долго думая, обратился к капитану полиции по поводу ночлега и получил согласие. В дворике полицейского пункта мне показали уголок, совершенно голый, где я могу разместиться. Палатку не поставить, постелил ее, сверху спальник, и тому рад. Через открытые ворота понаблюдал, как воины несут службу. Один, прикрываясь щитом, на коленках стоит наизготовку. Двое других с офицером осматривают каждый подозрительный автобус. И так, наверное, всю ночь. Я же попытался уснуть.

518

Дорога в монастырь святого Павла

521
522
Монастырь в горах

529

В храме

534
Цитадель
535
Внутренний двор

538

Источник

544
Георгий Победоносец
545
Вид монастыря

548

Колодец

549
Перекидной мостик
550
Церковь на месте пещерки святого Павла

551

Монашеская бытовая утварь

553
555

556

Пресс для изготовления оливкового масла

557
558
Люк для подъема люльки

559

Послушники

560
Групповой портрет
561
Святой Павел у входа в монастырь (макет)

563

Указатель монастыря

 
 

 

4 ноября, воскресенье, 25-й день.

Джариб - Хургада, 148 км, 6 ч.

Ясно, 30° С.

Ночью несколько раз просыпался и не сразу понимал, где нахожусь. Вверху квадратная черная дыра. Присмотревшись, соображаю – это небо и звезды на нем. Сбоку белая вышка с воином. Вооруженный автоматом, он охраняет то ли небо, то ли меня.

Утром на солдатской кухне вскипятил чай и, не мешкая, отправился дальше. Путь не близок. До Хургады 150 км.

До 11 часов проехал половину. Ветер подгоняет в спину, скорость 25-35 км в час. Ехать одно удовольствие. Дорога ушла от моря в пустыню, и как только она снова приблизилась к берегу, делаю остановку.

До воды примерно 1 км по бездорожью. Ноги и колеса проваливаются сантиметров на пять, но идти можно. И вот я у моря. Ставлю палатку – и купаться. Но вдоль берега расположились колонии ракушечника, и пройти по острым наростам не совсем просто. Дальше мель на сотни метров.

Снимаю свою кепку и, наполняя водой, обливаю себя бесчисленное количество раз. Охладившись, проделываю обратный путь к берегу и забираюсь в раскаленную палатку.

И все-таки я чувствую себя бодрей, мои силы восстанавливаются.

Вечером, по холодку, крутить легче. И хотя полоса, по которой я еду, чистая, мне удается проколоть шину, притом насквозь. Меняю камеру и еду уже в сумерках при фонаре. За 10 км до города дорога приблизилась к морю, и вновь курортная зона с ее бесчисленными действующими и строящимися комплексами закрывает обзор.

Нахожу прогал между стройками и пешком выхожу на берег. Здесь будет мое ночное пристанище.

Вот так и пролетел незаметно день. Зато накрутил почти 150 км.

564

По бездорожью к морю

565
Вот и берег
566
Палатка в Аравийской пустыне
у Красного моря

 


Продолжение следует... 

< пред. | 10 | дальше >

См. также:

Средиземноморский дн.: 1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Цели и интересы  |  Карты |  Схемы маршрута  |  График прохождения маршрута  |  Поддержка друзей

1 этап (российский) – Владивосток – Чита – Красноярск – Екатеринбург - Москва

2 - (европейский) – Москва – Финляндия – Швеция – Дания – Германия - Нидерланды – Бельгия – Франция - Испания

3 - (североамериканский) – Бостон – Сан-Франциско

4 - (австралийский) – Брисбен - Перт

5 - (южноамериканский) – Перу – Боливия – Бразилия – Уругвай – Аргентина

6 – (африканско-средиземноморский) – Тунис – Египет – Иордания – Сирия – Ливан

7 – (непальско-индийский) – Катманду – базовый  лагерь Эвереста - Лумбини – долина Ганга - Дели

8 - (трансгималайский) - Монголия – Китай – Тибет - Алтай

9 – (средиземноморский) – Италия

10 – (средиземноморский) – Сербия - Черногория 

Опубликовано: 10.11.2007

Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа | Творчество

 

Hosted by uCoz