Алексей Арсеньев

(статья для журнала «Родина», Москва)

 

 

Алексей  Арсеньев

 

У  ИЗЛУЧИНЫ  ДУНАЯ

Русская колония в Нови-Саде

 

По численности населения (свыше 300 тыс. жителей) и как культурный центр, Нови-Сад сегодня занимает второе место в Сербии. Город заложен в 1694 году, на левом, пологом береге Дуная, напротив строившейся на холме противоположного берега Петроварадинской крепости, мощного австрийского укрепления. Первыми его жителями были славяне – рыбаки, крестьяне и ремесленники, обслуживавшие гарнизон и строителей. Современное название городу было присвоено в 1748 году. За всю свою сравнительно короткую историю в Нови-Саде преобладает сербское население, но город отличается этническим и конфессиональным разнообразием. Добровольно или вследствие проводимой колонизации, на освобожденные от турков территории прибыли и обосновались здесь немцы, венгры, евреи, словаки, греки, армяне, чехи, карпатороссы, украинцы, румыны...

Благодаря своему стратегическому положению, на торговых сухопутном и водном путях из Средней Европы в Малую Азию, Нови-Сад бурно развивается и в сер. XIX века  становится городом крупных землевладельцев, ремесленников, влиятельных политических деятелей и сербской прессы, учащейся молодежи и богемы – поэтов, художников, публицистов. За городом утверждается слава культурного центра сербов в Австро-Венгрии, его называют «сербскими Афинами».

Сербская интеллигенция в Австро-Венгрии проявляла живой интерес к общественной и культурной жизни России. Об этом наглядно свидетельствуют сношения просветительного заведения «Матицы сербской» с петербургской Императорской Академией наук, публикации в «Летописи Матицы сербской» произведений Крылова, Пушкина. Видные новисадцы принимали участие в известном Славянском съезде в Москве (1867 г.). На сербских студентов сильное влияние оказывали демократические движения в России. Первый перевод на иностранный язык романа «Дым» И. С. Тургенева сделал новисадец, Илья Вучетич, переводы произведений Л. Н. Толстого публикуются здесь с 1868 года, а также первые переводы ряда сочинений А. П. Чехова и других русских классиков. (Сегодня в городе есть улицы А. Невского, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Островского, Чернышевского, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чайковского, Чехова, Есенина, М. Горького, Мичурина, Ю. Гагарина.)

 

Окончание Первой мировой войны и воссоединение (в 1918 г.) южнославянских народов в Королевство сербов, хорватов и словенцев, сопровождаемое присоединением к нему обломков южных территорий развалившейся Австро-Венгерской империи, – оставили неизгладимый след в истории Нови-Сада, насчитывавшего в тот год всего 30 тыс. жителей.

Гонимые исходом и последствиями гражданской войны, беженцы из России волнами прибывали на Балканы, в основном с 1919 по 1924 годы. Отсталое и в войнах опустошенное молодое Королевство приняло до 50 тыс. русских беженцев – гостеприимнее любой страны Европы и, по мере своих возможностей, предоставило им помощь и убежище. В этих беженцах-эмигрантах страна получила лояльные ей и квалифицированные кадры. Большинство пришельцев владело иностранными языками, не выбирало место жительства, довольствовалось скромным жалованием и жильем. Заметный след они оставили в развитии просвещения, искусствах, судебном деле, агрономии, здравоохранении, водном хозяйстве, авиации, горном деле.

Среди многочисленных русских колоний в Югославии одной из самых значительных была новисадская. Она внесла новую культурную ноту, обогатившую западнический дух этого города. Уютная жизнь в многонациональной среде, близость столицы и соседство со Сремски-Карловцами (в этом городке на Дунае разместились чины Штаба Главнокомандующего Русской армией ген. П. Н. Врангеля и Св. Синод с канцелярией Русской православной церкви за границей), – способствовали тому, что Нови-Сад оказался привлекательным местом для временного проживания беженцев. Корреспондент белградской русской газеты в мае 1920 года о Нови-Саде писал: «Вообще, район в котором находится купатило“ (ванные минеральные воды) особенно привлекательный. Вся эта часть города напоминает не то небольшой немецкий курортный город, не то наше Царское Село».

В Нови-Саде и его окрестностях поселилось около 2-х тыс. беженцев из России. Однако, до их прибытия в этих краях уже проживало 30-50 военнопленных Российской империи с Галицийского фронта (русских, поляков, евреев, казаков).

Весной 1920 года в Нови-Саде был создан Комитет по оказанию помощи русским беженцам. Его возглавил сербский адвокат Коста Хаджи. Деятельными членами этого комитета состояли владелец продуктового магазина Влада Стефанович, управляющий Городским госпиталем, врач Джура Трифкович и семья типографа и книготорговца Ивковича. В мае 1921 года местная газета «Застава» отмечала: «Условия жизни русских в Нови-Саде весьма затруднительны, если учесть, что в большинстве это высокообразованные люди, которые не могут найти себе службу, соответствующую их профессии и интересам».

Пришельцы выжидали падение большевиков и лелеяли надежду на свое скорое возвращение на родину. Однако, положение Советской России в мире укрепилось, признанием ее со стороны великих держав. Беженцы из России постепенно эволюируют в эмигрантов, сплачивают свои ряды и стремятся улучшить материальные и бытовые условия.

В Нови-Саде свое пристанище нашли казаки (преимущественно кубанские), военные инвалиды, офицеры, интеллигенция и дворяне. Как на новом, призрачном «острове» Петербурга, тут оказались графы Толстые, Воронцовы, Бобринские, Канкрины, Уваровы, князья Волконские, Гагарины, Голицыни, Коморовские, Трубецкие, известные дворянские роды – Апухтины, Бибиковы, Васильчиковы, Гончаровы, Державины, Дашковы, Елагины, Игнатьевы, Куракины, Ковалевские, Кикины, Миловидовы, Новосильцевы, Оленины, Орловы, Раевские, Родзянко, Румянцевы, Савельевы, Соловьевы, Сперанские, Таракановы, Третьяковы, Хитрово, Чернышевы, Шишкины...

Первым председателем новисадской колонии состоял юрист Геронтий Гаврилович Харченко (бывший крупный владелец сахарных и конных заводов на юге России), а вслед за ним – ген.-май. Диодор Николаевич Чернояров (воспитатель сербского королевича Александра Карагеоргиевича в Пажеском корпусе в Петербурге), действительный статский советник Аркадий Ипполитович Келеповский (бывший чиновник особых поручений при вел. кн. Сергее Александровиче в Москве), гвардии полковник Владимир Юстинович Чаплиц и ген.-май. Кубанского казачьего войска Федор Владимирович Данилов.

В феврале 1922 года в городе был создан Русский православный церковный приход. Богослужения проводились в сербском Николаевском храме и в часовне Св. Василия Великого (на втором этаже Епархиального дома). Настоятелями прихода состояли протоиереи Федор Синькевич, Нил Малахов, Сергий Самсониевский. Служили и священники Борис Селивановский, Иоанн Сокаль, Владимир Родзянко, Василий Колюбаев и др. В период 1922-1955 годы старостами были д-р Г. Г. Харченко, полковник М. М. Бузинов, инженер Г. Б. Броневский и адвокат С. П. Метельский. Многолетние стремления построить в городе русский храм не осуществились, хотя перед самой Второй мировой войной были обеспечены земельный участок, проект храма и средства.

Любопытные данные читаем из сохранившихся метрических книг этого прихода. В период между войнами было крещено 124 ребенка, зарегистрировано 226 церковных браков (их них – 40 % смешанных), похоронено 225 россиян, преимущественно на «Русском участке» Успенского кладбища (всего в Нови-Саде скончалось около 850 русских). Первое поколение эмигрантов чаще всего умирало от сердечных заболеваний и туберкулеза.

Вскоре после прибытия первых русских в городе было создано Русско-сербское благотворительное общество, при почетном председательстве сербского епископа Иринея Чирича. Председательницей общества состояла г-жа Зорка, супруга врача М. Продановича, а членами – г-жи Юлка Попович, София Француски, София Хаджи, графини Уварова и Коморовская, княгиня Волконская, Ю. И. Мариюшкина, Л. Г. Курочкина, Е. П. Тихомирова и др. Русско-сербский дамский комитет устраивал благотворительные чаи. В городе открылись  шестимесячные строительные курсы, русские комиссионные магазины и столовые. В 1921 году возникли курсы кройки и шитья, руководительницей которых была графиня София Николаевна Толстая (урожд. Философова). В середине 1922 года создано Русское общество распространения национальной и патриотической литературы, а в ноябре 1922 года – Русский национальный кружок. Существовали еще Русский кружок любителей искусств, Русский Красный крест, Русское певческое общество Василия Григорьева, Балалаечный оркестр Владимира Черноярова, Хор трубачей и джигиты Новисадской кубанской станицы, великолепный церковный хор. Спортивное общество национальной ориентации «Русский сокол» устраивало разные мероприятия – лекции, концерты, спектакли, балы.

В Нови-Саде и его окрестностях проживало около 30-ти генералов и 120-ти полковников. Они создали свои объединения и кружки, имеющие политическую окраску, прежде всего монархической, правой ориентации: Новисадский национально-монархический союз (граф В. А. Бобринский), Русский освободительный комитет (С. Ф. Шульгин), Новисадское русское правление верноподданных престолу, Общество офицеров Генштаба (полковник А. Л. Мариюшкин), Новисадский отдел общества русских офицеров в Королевстве СХС (ген.-лейт. А. Н. Розеншильд фон Паулин), Новисадский отдел Общества галлиполийцев (полковник Д. М. Краснописцев), филиалы: Объединения русских военных инвалидов (полковник А. Н. Сорочинский), Корпуса Императорской Армии и Флота (ген.-лейт. К. В. Апухтин), РОВС-а (ген.-май. А. Н. Черепов), Лиги Теодора Обера по борьбе с Третьим Интернационалом (бывший член Госдумы Н. И. Антонов), Русского военно-научного института (ген.-май. М. М. Георгиевич) и т.д. Со временем, эти организации гасли или объединялись. Русское офицерское собрание находилось на площади Трифковича. Позднее, русская колония собиралась в «Русском клубе», по улице Златна-Греда, в доме напротив входа в здание гимназии.

В 20-е годы Нови-Сад являлся важнейшим авиационным центром страны. В военную и гражданскую авиацию было принято свыше 30-ти русских летчиков, инструкторов полетов, авиа-механиков, радио-техников, авиа-конструкторов и несколько десятков бывших военных чиновников. Своей службой гостеприимной стране особо выделялись военные летчики К. Н. Антонов, А. А. Кованько, Н. А. Кутейников, С. М. Урвачев, инженер А. Н. Веденяпин,. Широкую деятельность развило Общество офицеров российского военно-воздушного флота в Королевстве СХС, центром которого был Нови-Сад. Бессменным его председателем состоял ген.-май. Вячеслав Матвеевич Ткачев, бывший начальник авиации при Главнокомандующем Русской армией. Общество имело библиотеку иностранной периодики, внимательно следило за мировыми достижениями, издавало свой журнал «Наша стихия» и сотрудничало в югославских журналах по авиации.

В городе существовал Русский детский сад (под руководством О. И. Бунаковой), а в периоде 1921-1938 годы – Русское реальное училище Союза городов, директорами которого состояли Вера Федоровна Шкинская, а некоторое время – Сергей Рудольфович Минцлов, известный писатель исторических романов, этнограф и библиофил. Некоторые из русских детей поступали в сербские государственные школы. Для них Правление русской колонии устроило двухлетние воскресные курсы по национальным предметам – русской словесности и истории. Большинство юношей и девушек учились в русских кадетских корпусах, девичьих институтах и русских гимназиях, действующих в других городах страны.

Сплоченные в своих объединениях, новосадские русские и гастроли эмигрантов из других центров их рассеяния, в городе оставили заметный след в его общественной и культурной жизни. Благодаря инициативам русских, здесь возникают шахматные и теннисные клубы, дамские косметические салоны, курсы верховой езды, устраиваются выставки. Шахматист Николай Степанович Кулжинский ряд лет был чемпионом Нови-Сада. Концертные выступления русских оперных певцов сыграли решающую роль в создании местной оперной труппы. В основном ее составляли бывшие солисты оперных театров Москвы, Петербурга, Одессы, Киева, Варшавы и Тифлиса. Весь оперный хор состоял из русских певцов. Дирижерами были Петр Иванович Колпиков и Федор Петрович Селинский. Музыкальные и драматические спектакли в местном театре ставили Е. С. Марьяшец, Я. О. Шувалов, Н. Н. Архипова, А. А. Верещагин, А. Лескова-Верещагина, Л. В. Мансветова, А. Д. Сибиряков, В. М. Греч с супругом П. А. Павловым. Супруги Н. Н. Архипова и Н. С. Баранов основали частную школу вокала. Музыкальными педагогами были и Е. С. Марьяшец, О. К. Молчанова. Дирижером местного духового оркестра «Сокольские фанфары» состоял Е. Е. Боде-Бодей, а регентом прославленного хора ремесленников «Невен» – П. А. Фигуровский. Прибывшие после Второй мировой войны из Белграда, в новисадском театре работали Марина Петровна Оленина (основатель Новисадского балета, в 1950 г.) и режиссер Юрий Львович Ракитин (актер МХТ-а, ассистент Вс. Мейерхольда в Петербурге).

В новисадских гимназиях преподавало около двух десятков русских преподавателей. Частные уроки иностранных языков и игры на фортепьяно давали княгиня Волконская, княгиня Долгорукая, Черноярова, Хитрово, Мирович, Тельнова, Чеснокова и др. Художник Владимир Семенович Курочкин, выпускник Московской Академии художеств, держал курсы рисования и технического черчения. По его эскизам были выполнены витражи на окнах Николаевского храма. Он написал и ряд икон для часовни в Епархиальном доме.

В 1920-е годы особое место среди русских инженеров и техников в новисадском Управлении строительными работами занимали два выпускника архитектурного отделения Института гражданских инженеров императора Николая I в Петербурге – Константин Петрович Паризо де ла Валетт (1877-1940) и Юрий Николаевич Шретер (1888-1976). Работая вместе или отдельно, по их проектам в Нови-Саде были реализованы первые послевоенные объекты гражданского строительства. Своим парадным видом они ознаменовали эпоху, наступившую после воссоединения области в новое государство. Это были годы становления муниципального строительного Управления, градостроительных разработок и поисков эстетических критериев комплексной застройки новых городских кварталов. Основные работы этих архитекторов: Здание Управления строительными работами, Поликлиника, Офицерский дом, Палата семьи Джукич, «Дом с львиными головами», ряд жилых домов и вилл. Классическая «русская нота», прозвучавшая в Нови-Саде после замирания пышного венгерского модерна и еще не набравшего в нем силу громкого «марша» конструктивизма и холодного функционализма, – представляла оригинальный лирический этап. Русские люди, осевшие в этом городе, воспринимали творчество архитекторов Паризо де ла Валетта и Шретера как ностальгическое напоминание о величии императорской России. Представительный Офицерский дом на набережной Дуная напоминал им дворцы на островах – пригородах Петербурга. Не удивительно, что в этом особняке русские любили устраивать свои балы, концерты, литературные вечера, театральные спектакли.

Под надзором известного профессора Дмитрия Федоровича Конева в Нови-Саде был построен бактериологический «Институт Пастера».

Между мировыми войнами Нови-Сад был видным издательским центром русской диаспоры в Европе. Уже в 1920 году здесь возникло Издательство братьев Георгия и Сергея Васильевичей Грузинцевых. Помимо книг на русском языке, оно выпустило свыше 70-ти брошюр «Дешевой библиотеки русской литературы» – переводы повестей и рассказов русских классиков. С 1922 года в городе действовала Русская типография и книгоиздательство «Святослав» Михаила Григорьевича Ковалева, а в периоде 1924-1943 годы – Русская типография Сергея Фомича Филонова. Из этой типографии отсылались во все страны российского рассеяния: газеты, журналы, учебники, мемуары, юбилейные памятки, духовная и художественная литература. Эта типография занимает первое место по количеству напечатанных русских книг в Королевстве Югославии.

Новисадское отделение «Русской матицы» было основано в апреле 1925 года и являлось одним из самых деятельных отделений этой культурно-просветительной организации («Русская матица» создана в 1924 году в Любляне). Оно устраивало курсы обучения русскому языку, проводило торжественные академии, приуроченные к юбилейным датам, публичные лекции (и на сербском языке), ставило спектакли, соорудило памятники-склепы на могилах скончавшихся здесь российских военнопленных 1915-1918 годов. Библиотека «Русской матицы» в Нови-Саде к 1941 году насчитывала более 7-ми тыс. книг, выписывала периодику из ряда стран Европы. Новосадское отделение выпустило в свет несколько публикаций: сборник «Благовест», книги для детей и юношества, сборник стихотворений, финансировало издание на сербском языке воспоминаний бывшего австровенгерского пленного, возвратившегося из Советской России в 30-е годы. Председателями «Русской матицы» в Нови-Саде были публицисты и литераторы, преподаватели сербских гимназий – Александра Анатольевна Розеншильд фон Паулин и Дмитрий Васильевич Скрынченко.

В межвоенный период свыше 20-ти русских эмигрантов, проживавших в Югославии, состояли сотрудниками новисадского журнала «Летопис Матице српске». Они там опубликовали около двух сотен очерков, рецензий, статей и воспоминаний, преимущественно по общим вопросам славянских культур, литературоведению, социологии, законодательству.

Новисадская русская колония жила сплочено. Непримиримые между собой идеологические и политические течения первых лет не оставили длительный и заметный след. Оказавшись на периферии европейских событий, враждебная к Советскому Союзу, она прежде всего была ориентирована на идеализацию прошлого и сохранение традиций.

Под оккупацией Нови-Сада со стороны фашистской Венгрии, юридическое и материальное положение русских не изменилось. Их и далее считали русскими эмигрантами, так как за все эти годы сравнительно небольшое число русских приняло югославское подданство. В тнз. «Рации» – геноциде над новисадскими сербами и евреями, проводимом зимой 1942 года, в Нови-Саде пострадало 19 русских эмигрантов.

Самая многочисленная миграция русских из Нови-Сада последовала осенью 1944 года. Эмитранты хотели миновать встречу с Красной армией и сопровождающим ее аппаратом – НКВД и СМЕРШ. Около 50 % русских оказалось в лагерях «Ди-Пи» в Австрии и Германии, из которых они постепенно переезжали в разные внеевропейские страны. Часть русских, принявших советское гражданство (в 1945-1947 гг. оно в Югославии проводилось и по принуждению), после ухудшения государственных отношений СССР и ФНРЮ были изгнаны в Венгрию и Болгарию. Позднее, редко кому из желающих реэмигрантов удалось оттуда «возвратиться», но не в Россию, а в отдаленные от Европы советские неславянские республики СССР.

Значительный приток русских из других городов Югославии в Нови-Сад последовал вскоре после окончания войны, из-за его стремительного развития в промышленный и административный центр. Одновременно, вплоть до середины 50-х годов, продолжалось выселение русских семейств на Запад, уже людей с югославским гражданством. Они уезжали по приглашению своих родственников и знакомых – сперва в лагерь «Сан-Сабо» в Триесте (Италия), а затем на отдаленные континенты.

После этого периода русских эмигрантов в Нови-Саде осталось совсем мало. К концу 50-х годов был упразднен Русский православный приход Св. Василия Великого, последняя общественная организация русских в этом городе. Постепенно редели дома, в которых с песней и блинами отмечалась Масленица. На семейных вечеринках годами уже не звенят балалайка и семиструнная гитара... А сохранившиеся самовары утратили свое настоящее применение.

Молодое поколение, главным образом из смешанных браков, ныне полностью ассимилировалось, а если и знает русский язык, не владеет им как родным. По переписи населения 2001 года, в городе проживало 156 русских, преимущественно второе и третье поколение эмигрантов из России. В это число входит и пара десятков поселившихся здесь граждан СССР-РФ. Среди русских не осталось в живых никого, кто родился до 1917 года, в императорской России.