Преподаватели русских средних учебных заведений в Воеводине

Алексей Арсеньев

 

РУССКИЕ  ПЕДАГОГИ  В  ВОЕВОДИНЕ

(1920-1950-е гг.)

 

В 1726 г. в Сремски-Карловцы приехал русский учитель Максим Терентьевич Суворов, которого прислал император всероссийский Петр Великий по просьбе митрополита белградско-карловацкого Моисея Петровича. С его прибытием наступил новый период в развитии сербского просвещения. Сербов на территории Австрийской монархии (сегодняшней Воеводины) в 18 в. обучали грамоте и брат Максима, Петр Суворов, Эмануил Козачинский, Петр Падуновский, Трофим Климовский, Георгий Шумляк, Иван Минацкий, Тимофей Левандовский, Иван Ластовицкий, Петр Михайловский, магистры Киево-могилянской Академии Иоанн, Георгий, Роман, русские священники и монахи - Феодор Лаборский, о.Дмитрий, о.Иоанн. Этот и последующие периоды русско-сербских культурных связей изучен и освещен в литературе.[1]        

Подробнее освятим период, последовавший непосредственно за присоединением областей нынешней Воеводины к Сербии и созданием 1 декабря 1918 г. Королевства сербов, хорватов и словенцев.

Между двумя мировыми войнами Банат, Бачка и Баранья считались наиболее пестрыми в национальном и конфессиональном отношениях областями в Европе, населяемыми венграми, немцами, сербами, хорватами, буневцами, словаками, чехами, русинами, румынами, евреями, греками, армянами и проч. В 1919-1921 гг. на этих равнинных территориях поселилось и 8 – 10 тыс. беженцев с юга России.

Большие «русские колонии» размещались в городах. В Сремски-Карловцах был расквартирован Штаб Главнокомандующего Русской армии и Святой Архиерейский Синод Русской зарубежной церкви. В Кикинде, Белой Церкви и Нови-Бечее обосновались девичьи институты, в Белой Церкви – Николаевское кавалерийское училище, Крымский кадетский корпус и Приют русских военных инвалидов, в Панчево открылся Русский хирургический госпиталь. В Кикинде, Панчево и Нови-Саде находились дома для престарелых. В городах Воеводины формировались русские церковные приходы, детские сады, начальные школы, библиотеки, художественные кружки, любительские театральные труппы, а также филиалы русских политических, военных, профессиональных и культурных организаций, центральные органы которых находились в Белграде.

Вся эта деятельность русских на чужбине гармонично влилась в жизнь и быт Воеводины.

С весны 1920 г., когда в Королевство СХС прибыли первые партии беженцев из России, первым деятельным другом русских педагогов, занесенных событиями на чужбину, стал инспектор при Министерстве просвещения в Белграде Лазар Бркич. В то время, когда другие ведомства в Королевстве еще сомневались, можно ли принимать на государственную службу русских беженцев, являвшихся иностранными подданными и не знавшими тогда сербского языка, Бркич без колебаний стал на ту точку зрения, что изучение родственного языка есть вопрос короткого времени и что это обстоятельство не может явиться препятствием к немедленному применению русских культурных сил. Уже в мае 1920 г. состоялись первые назначения русских преподавателей, почти во все районы страны. На учительские должности назначались даже лица, никогда не бывшие педагогами, но получившие достаточное для этого образование. Таким образом многие беженцы, даже из бывших военных, уже в первые месяцы нашли себе заработок и прочное положение.[2]  

Интересно отметить, что некоторым русским педагогам средних учебных заведений была дана возможность преподавать русский язык. Будущий председатель новисадского отделения культурной организации «Русской матицы», Дмитрий Васильевич Скрынченко, в своем дневнике от 18-го марта 1920 г.  пишет:

«Получил уведомление о назначении меня преподавателем в женской гимназии в Новом Саду на предмет – русский язык. В программе он не полагается, но милейший д-р Милан Петрович, начальник отделения Министерства просвещения, вводит его для желающих. (Он сказал мне: Я сам буду вашим учеником). Постараюсь принести пользу братскому народу, а вместе с тем и России».[3]

А вот как Дмитрий Васильевич осваивал сербский язык и очень скоро успешно сдал государственный экзамен, дающий ему право преподавать. Летние каникулы он проводит в фрушкогорском монастыре Гргетек и в свой дневник записывает:

«По-сербски занимаюсь так: изучаю грамматику, читаю вслух сербские стихи, перевод романа «Воскресение» Толстого, по просьбе Станое Станоевича перевожу на русский язык его труд «История сербского народа», а за обедом прислушиваюсь к живой сербской речи. (...) Прочитал рассказ на сербском языке Дюры Якшича «Сужань» (Узник). Какой прекрасный здесь сербский язык, сила слова и выразительности! (...) Читал Лазы Лазаревича «Всё позолотит народ». Начал читать книгу Йована Скерлича «История новой сербской литературы». Интересно. (...) «История сербов» чеха Иричека замечательная книга».[4]

В начале учебного 1920/21 года Д.В.Скрынченко предоставили возможность преподавать историю, однако, на втором заседании Педагогического совета гимназии история у него взята, ввиду его всё еще неудовлетворительного владения сербским языком. Он получил 10 уроков географии в неделю и 6 уроков чистописания. Позднее, в Нови-Саде Д.В.Скрынченко преподавал и историю, и математику, и латинский язык.

Многонациональное население Бачки, Баната, Бараньи и Срема, областей до 1918 г. в составе Австро-Венгрии, поставило перед Министерством просвещения Королевства СХС задачу не только проведения школьной реформы, но и необходимость обучения детей начальных школ на государственном сербско-хорватском языке, особенно там, где отсутствовали квалифицированные кадры. В первые годы именно русские эмигранты облегчили положение. Конечно, их знание сербского языка не было удовлетворительным. Тем не менее, в статистических отчетах, в частности за 1921 и 1924 гг., встречаются десятки учителей с русскими фамилиями, в селах и на хуторах: Купусина, Бегеч, Дубошевица, Фаркаждин, Пригревица, Войводинци, Верушич-салаш, Сефкерин, Моноштор, Дорослово, Баранда, Стари-Лец, Павловац-салаш, Неузине, Сакуле, Бело-Блато, Кисач, Острво-село, Ковачица, Падей, Силбаш, Томашевац, Потпорань, Каравуково, Башаид, Селенча и др.

В мае 1923 г. все еще ощущалась нехватка учителей в деревенских школах Воеводины. По конкурсу на 1923/24 учебный год в Банате требовалось 133 учителя, в Бачке – 139, в Баранье – 18.[5]

В учебном 1921/22 году в Воеводине существовало около 20-ти средних учебных заведений. Школьная программа проводилась согласно Закону о средних школах Королевства Сербии от 1912 г. После мировой войны почти во всех этих школах существовали отделения, в которых преподавание проводилось на двух языках, сербско-хорватском и так называемых «негосударственных» языках национальных меньшинств – венгерском, немецком, словацком, румынском, русинском.

Две балканские и мировая войны приостановили приток молодых квалифицированных преподавателей. Сербия настолько увеличила свои территории, что необходимо было пополнить школы кадрами, зачастую пренебрегая жесткими условиями приема на работу. В первую очередь на временную работу принимались студенты, прослушавшие более четырех семестров в университетах, был введен статус «преподавателей на постоянной оплате (гонорарные)» и «учителей, нанятых на время» (пение, рисование, рукоделие, гимнастика). Этим учителям Центральный просветительный совет Министерства просвещения выдавал соответствующие удостоверения. В эту группу преподавателей попало значительное число образованных русских беженцев.[6]

Во всей Сербии (вне Воеводины) в 1921/22 учебном году из 1.295 преподавателей средних школ сербов было 1.099 (84,36%), русских (вернее, россиян) – 150 (11,58%), прочих славян – 21, французов – 12, немцев – 2, прочих народов и национальных меньшинств – 11. В Бачке, Банате и Баранье при 373 преподавателях, сербов было 186 (49,36%), венгров 81, немцев – 54, русских 27 (7,24%), прочих славянских народов – 12.[7]

Как видим, в самом начале исследуемого нами периода, русских преподавателей в Воеводине было мало. Однако, очень скоро ситуация резко изменилась. Между двумя мировыми войнами россияне внесли значительный вклад в развитие среднего учебного образования. Узучив сотни опубликованных годовых школьных отчетов 20-30-х гг., мы обнаружили около четырехсот русских преподавателей в воеводинских классических и реальных гимназиях, сельско-хозяйственных, коммерческих, педагогических и музыкальных училищах и в одной духовной семинарии. Россияне преподавали почти все предметы (включая сербский язык!), чаще всего классические и иностранные языки, точные науки и творческие предметы. Благодаря широкой культуре, русскому наставнику поручалось преподавать самые разнообразные предметы. Так, один из них во Вршаце преподавал социологию, геологию, ботанику, экономику, гигиену и гимнастику.[8] Другой, в Сенте – математику, историю, географию, немецкий язык, чистописание, пение и рисование.[9] Основные предметы в сремско-карловацкой семинарии св. Саввы были даны русским теологам. Например, о.Нил Малахов преподавал нравственное богословие, апологетику, философию, логику, психологию, церковнославянский язык; Федор Федорович Балабанов – Священное Писание, патрологию, философию.[10] В Бечкереке (ныне: Зренянин) в коммерческом училище Лаврентий Мозалевский преподавал науку о торговле, коммерческое вексельное право, корреспонденцию, экономию и таможенное дело,[11] а в Аде и Вршаце (в котором в средних учебных заведениях работало более 20-ти русских преподавателей) русский агроном в сельскохозяйственной школе преподавал физику, химию, сельское хозяйство, лесоводство, виноградарство, фруктоводство и ботанику.[12]

Ознакомившись с опубликованными данными по школам, приходим к выводу, что по распоряжению Министерства просвещения россиянам чаще приходилось переходить с одного места службы на другое, из одного города в другой. У большинства из них не было югославского гражданства, поэтому их принимали только на временную службу, сроком на один учебный год. Контракт ежегодно возобновлялся, но такой статус закрывал русскому возможность продвижения в разряд более высокооплачиваемого государственного служащего. Несколько единичных прошений русских преподавателей и официальных обращений Союза русских педагогов в адрес министерства – приравнять пособия русских преподавателей с югославскими, не были приняты.

Созданный в июле 1921 г. в Белграде Союз русских педагогов в Королевстве СХС всячески помогал русским преподавателям поступить на государственную работу или получить лучшее место службы, содействовал в повышении их квалификаций, хлопотал о выплате денежных пособий. В марте и июне 1923 г., а также в апреле 1924 г. состоялись русские педагогические съезды (в Белграде и Земуне).[13] По просьбе Союза, Министерство просвещения открыло курсы по подготовке русских учителей и преподавателей средних школ. Курсантам необходимо было сдать экзамены по сербскому и французскому языкам, национальным предметам и школьной администрации.[14]

В 1924 г. Главный просветительный совет при Министерстве просвещения принял решение о проведении ревизии всех документов и удостоверений о квалификациях русских преподавателей, принятых на работу в средние учебные заведения, не получивших удовлетворительные оценки о своей работе. В первую очередь изучались отчеты директоров в тех регионах страны, в которых бытовая речь населения отличалась от литературного языка.[15]

По ходатайству Правления Союза в 1924 г. министр просвещения Светозар Прибичевич распорядился о повышении платы русским преподавателям средней и начальной школ, с переводом их, как иностранных подданных, в разряд чиновников на контракте (контрактники). С 1 декабря 1924 г. они стали получать  столько же, сколько и сербы, так как в назначаемое им по контракту содержание, помимо основного жалованья, входила прибавка на членов семьи, на дороговизну жизни, на наем квартиры и прибавка за выслугу лет, причем зачитывались и года службы в России, без необходимости принятия подданства приютившей их страны.[16] На встрече митрополита Антония с министром Прибичевичем, последний обещал и впредь оказывать всяческую помощь русским педагогам, подчеркнув, что они оправдали оказанное им доверие в деле воспитания и обучения сербской молодежи.[17]  С 1931 г. русские педагоги на службе при министерстве просвещения могли отсутствовать на работе 28 июля – в день Св. Равноапостольного и Вел. Князя Владимира, крестителя и просветителя Руси.

Однако, в начале 1925/26 учебного года над головой русских учителей начальных школ нависла угроза увольнения со службы. Государственные учительские школы в предыдущем учебном году выпустили большое количество молодых учителей и всем не хватало мест. Правление Союза русских педагогов предприняло энергичные шаги и опасность миновала. Солидарность и внимание к русским учителям проявил и Союз югославских учителей, своим обращением в журнал «Народна просвета».[18] К тому времени русских учителей на государственной службе значилось около 120-ти, из которых около 90-ти полностью обладали требуемыми квалификациями и подали прошение на получение гражданства.[19]

Помимо Союза русских педагогов при Государственной комиссии за оказание помощи русским беженцам в Королевстве СХС существовал отдел, ведавший русскими школами, по инициативе которого было создано Русское педагогическое общество. Между правлениями Союза и этого Общества возникли конфликты. Попытка их объединения в 1927 г. была безуспешной.[20]

В конце 20-х – нач. 30-х гг. Югославию не миновал общеевропейский экономический кризис. Многие русские педагоги были уволены и по еще одной причине – педагогическое образование получила местная молодежь, которая с полным правом претендовала на службу, согласно своей квалификации. Министерство просвещения приняло решение в двухлетний срок уволить с работы всех тех преподавателей, которые не могли подтвердить необходимую педагогическую квалификацию.

В интересах более четкого урегулирования статуса государственных чиновников, в сентябре 1927 г. правительство страны приняло предписание о «контрактниках и дневничарах» (гонорарных чиновниках). Согласно этому предписанию, контрактников следовало принимать на работу исключительно в тех случаях, если не было кадров, способных исполнять должность как регулярные государственные чиновники. Дневничарами могли наниматься иностранные граждане лишь при условии если не было местных людей, способных выполнять нужную работу. И той и другой категории выплачивалось «вознаграждение», а не зарплата с прочими дополнениями, выдаваемыми государственным чиновникам на постоянной работе.[21] Контрактники не были обязаны сдавать экзамены по практике своей педагогической деятельности, так как они не подлежали продвижению по службе.[22]

Для русских педагогов на контракте министерство выдало особое предписание. В нем отмечалось, что те русские, которые могут доказать факт окончания высших учебных заведений и опыт преподавания в течение минимум пяти лет, при переходе в югославское гражданство переводятся в звание профессора, освобождаются от сдачи профессорского экзамена и приобретают право продвижения по службе. В общий рабочий стаж им зачисляются годы преподавания в школах России. Те, у которых опыт работы менее пяти лет, при переходе в югославское гражданство обязаны сдавать профессорский экзамен.  «Штатные учители» средних школ в России, приобретшие это звание сдав экзамены и получившие аттестат от Попечительства учебного округа, в Югославии получают те же права, однако без причисления в общий рабочий стаж периода преподавания в России. Настоящее предписание упорядочило и статус русских преподавателей с аттестатами российских военных училищ.[23]

В мае 1933 г. в государстве последовало резкое сокращение контрактных и гонорарных чиновников, отразившееся на статусе русских преподавателей.[24]

В некоторых городах Воеводины в 30-е годы в средних школах преподавали молодые русские доктора наук, чьи имена со временем стали широко известны и за рубежом: философ Анатолий Игнатьевич Шпаковский (Велика-Кикинда, Велики-Бечкерек, Нови-Сад, Германия, США), филологи Илья Николаевич Голенищев-Кутузов (Панчево, Белград, Париж, Будапешт, Ленинград, Москва), Владимир Иванович Работин (Нови-Сад, Франция), Ростислав Владимирович Плетнев (Вршац, Валево, Канада), историк Владимир Алексеевич Мошин (Панчево, Белград, Загреб, Скопле, Ленинград, Москва).

На Юридическом факультете в Суботице, единственном высшем учебном заведении в Воеводине между двумя мировыми войнами, выделялась плеяда русских профессоров с мировыми именами. Приведем их имена: криминалист Михаил Павлович Чубинский (1871-1943), специалист по энциклопедии права Григорий Васильевич Демченко (1869-1958), социолог Петр Бернгардович Струве (1870-1944), специалист по церковному праву Сергей Викторович Троицкий (1878-1972).

Особый вклад в развитие югославской системы образования межвоенного периода внес Василий Александрович Пейхель (1888-1964). Выдающийся педагог и методист, сотрудник Министерства просвещения, в 1929 г. он опубликовал книгу «Нова школа», которая знакомила с новейшими достижениями мировой педагогической теории и практики и способствовала реформе начального образования в стране. После Второй мировой войны проф. Пейхель из Белграда переведен в Нови-Сад. Преподавал в местном пединституте, до выхода на пенсию в 1953 г., и написал ряд ценных пособий по методике преподавания русского языка.[25]

В рамках нашей темы необходимо сказать и несколько слов о русских учителях и преподавателях русских учебных заведений в Воеводине. О самих русских школах в Югославии существует много работ.[26]

В Королевство СХС прибыло около 6.000 детей и молодежи. Для них  были созданы туберкулезные здравницы, приюты для сирот, детские сады, начальные школы, русские гимназии, открылись различные курсы для приобретения профессиональных знаний. С воспитанниками и персоналом в страну прибыли в полном составе девичьи институты и кадетские корпуса. В первые годы эти учреждения финансировались русским Земгором, английскими и французскими благотворительными организациями, Международным Красным крестом, а позднее – тнзв. Державной комиссией по охране интересов русских беженцев в Королевстве СХС-Югославии.

Персонал этих русских заведений состоял из опытных педагогов и воспитателей, попадались даже профессоры российских университетов. Занятия проводились на русском языке, по программам соответствующих учебных заведений императорской России. Постепенно они согласовывались с унифицированными программами югославских средних школ, которые тоже менялись в 20-30-е годы. В русских школах изучались два иностранных языка и сербский, литература, история и география Югославии. На выпускных экзаменах в русских средних учебных заведениях присутствовал инспектор от министерства просвещения. В русских школах с общежитиями соблюдались строгие уставы. Критерии оценки воспитанников были чрезвычайно высокими. Случалось, что на второй год оставалось до 39 % учеников, а с отличием оканчивало год всего 3 % учеников.

Поэтому выпускники были отлично подготовлены для продолжения образования в университете. Конечно, не все могли поступить туда, тем более пройти полный платный курс. Всё-таки, количество русских, окончивших факультеты в Югославии, было очень внушительно. С 1919 по 1937 год на Техническом факультете Белградского университета было выдано 1.777 дипломов, 451 из них – русским (25 %); в период с 1925 по 1941 год на Медицинском факультете дипломы получило 166 русских - около 10 % из общего числа.

Большинство русских учебных заведений концентрировалось на территории Воеводины.[27]

Крымский кадетский корпус формировался на юге России в марте 1920 г. (из обломков Петровско-Полтавского, Владикавказского и Сумского корпусов и Константиновского военного училища в Феодосии). Более 600 кадет до октября 1922 г. были размещены в Словении (в лагере Стрнище близ Птуя), а затем переправлены в Банат, в Белую Церковь. За девять лет своего существования в Югославии этот корпус окончило 616 юношей, из которых позднее 150 получили университетские дипломы, а 140 приобрели военное образование.

В сентябре 1929 г. из Сараево в Белую Церковь был переведен Русский кадетский корпус (сформированный из Одесского, Полоцкого и Киевского кадетских корпусов, а также частей Сибирского и Хабаровского корпусов, прибывших на Балканы в 1925 г.). К этому корпусу примкнули кадеты расформированного Крымского корпуса, а с августа 1933 г. – и кадеты из упраздненного в г.Горажде Донского кадетского корпуса. Сводный корпус, под новым названием Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус, просуществовал в Белой Церкве с 1929 по 1944 г. Его окончило 906 юношей. Университетские дипломы приобрело более 200, а югославские высшие военные училища окончило 160 кадет.

Первая русско-сербская девичья гимназия с общежитием открылась в 1921 г. в г.Велика-Кикинда (заботами энергичной выпускницы Смольного института благородных девиц и бывшей актрисы Александринского театра в Петербурге, Наталии Корнелиевны Эрдели-Тхоржевской). За десять лет своего существования в этой гимназии, популярно называемой Кикиндским 2-м Смольным институтом, аттестат зрелости был вручен почти 200 воспитанницам.

Возникший в 1812 г. Харьковский девичий институт в марте 1920 г. прибыл в Нови-Бечей. До своего закрытия в 1932 г. в нем аттестат зрелости получило 319 воспитанниц.

В 18 в. в Новочеркасске был открыт Мариинский донской девичий институт. В декабре 1919 г. и он эвакуировался из Новороссийска и с 1921 г. по март 1941 г. размещался в банатском городе Белая Церковь. Аттестаты в нем получило около 600 девушек.

В период с 1921 по 1928 гг. в Нови-Саде существовала Русская реальная гимназия Союза городов. Из-за сокращения средств на ее содержание, с 1929 г. гимназия была преобразована в начальную школу.

После подсчета данных из разных источников, нам удалось установить, что в межвоенный период в Воеводине в русских средних учебных заведениях преподавало не менее 150-ти преподавателей, не считая воспитателей, «классных дам», инспекторов классов и вспомогательного персонала.

Отдельно следует выделить русских преподавателей русского языка в воеводинских школах, в которых этот язык был введен с учебного 1945/46 года. Непосредственно после окончания войны русских преподавателей в средних школах Воеводины было всего 60. Теперь это число возросло на несколько сотен. По экономическим причинам или по принуждению местных властей, русский язык преподавали и русские, никогда ранее не занимавшиеся педагогической деятельностью – инженеры, чиновники, священники.

Если в 1920-е гг. русские эмигранты, в первую очередь дворяне, подрабатывали частными уроками иностранных языков, то после Второй мировой войны россияне давали частные уроки русского языка – отстающим в учебе или отличникам. Уже пожилые, русские дамы, с опытом преподавания французского, немецкого, английского или латинского языков, готовили молодежь или взрослых и по русскому языку.

Много места отняло бы перечисление россиян, преподававших свой родной язык в городах Воеводины. Как и местному населению в первые годы своей эмиграции, эти люди и после войны, при новом государственном строе, знакомили молодежь с русской культурой, высокими достижениями русской художественной литературы. Одновременно, из удовольствия и по доброму сердцу они обучали соседских детей игре на музыкальных инструментах, рукоделию, иностранным языкам, помогали готовить школьные уроки, пробуждали любовь к книгам, театру, природе.

При знакомствах с людьми старшего возраста, мне и в наши дни часто приходится слышать теплые отзывы о русских преподавателях, оставивших неизгладимый след в их образовании и личной жизни.  

 

РУССКИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В ВОЕВОДИНЕ (1920-1952 гг.)

 

Азарянская Мария – Нови-Сад, Суботица (русский язык)

Акаемов Николай – Сремски-Карловци (греческий, латинский языки)

Александров Николай – Белая Церковь (рисование)

Александрович Александр – Белая Церковь, Суботица (музыка, рукоделие)

Алексеев Павел – Зренянин (математика)

Алексеева Валентина – Сомбор

Алексопуло Александр Д. – Вршац (социология, геология, экономика, гигиена, гимнастика)

Антонова Нина Константиновна – Бечей

Апухтина Елена – Панчево (история, французский язык)

Арзуманов Рафаил – Врбас (гигиена)

Балабанов Федор Федорович – Сремски-Карловци (Священное Писание, психология,        патрология, философия, церковнославянский язык)

Бальц Анна – Нови-Сад

Бартенева Ольга – Суботица (русский язык)

Бауман-Сивекова Екатерина – Суботица, Кикинда (гигиена)

Беликов Александр – Суботица (философия, немецкий язык)

Беликова Ольга – Суботица (французский язык)

Беляева Наталия – Кикинда (русский язык)

Берг Павел К. – Србобран (рисование, чистописание)

Биценко Андрей – Зренянин (рисование, чистописание)

Богословский Владимир Федорович – Вршац (математика, физика, русский язык)

Боде-Бодей Евгений Евгеньевич – Нови-Сад (музыка)

Бондаренко Дмитрий – Панчево

Бредихина Анастасия – Панчево, (география, чистописание, сербский язык)

Бузун Петр Григорьевич – Нови-Сад

Булгаков Михаил – Кикинда (Закон Божий)

Бурцев Владимир – Суботица (математика, физика, механика)

Вагнер Петр – Бечей (география, естествознание, французский язык)

Вандровская Елена Владимировна – Нови-Сад (рисование)

Ванифатов Александр Николаевич – Нови-Сад (математика, физика)

Васильчук Вячеслав – Суботица (детали машин)

Ващенко Елена – Панчево (рукоделие)

Велихов Борис А. – Нови-Сад

Верушкин Николай – Вршац (пение)

Ветров Яков – Бачка-Паланка

Вилков Александр - Сомбор

Виноградова Нина Сергеевна – Зренянин (экономическая география)

Войнилович Борис – Белая Церковь

Власов Лев – Суботица (русский язык)

Волков Георгий – Србобран (математика, география, французский язык)

Волков Николай Дмитриевич – Сремски-Карловци (рисование)

Волобуев Борис – Сремски-Карловци (история, история христианской церкви, нотное и хоровое пение)

Воропонова Ольга – Земун (английский, русский языки)

Гава Алексей Николаевич – Нови-Сад (гимнастика)

Гаврилов Василий А. – Сремска-Митровица, Земун (музыка)

Герасименко Николай – Суботица

Глебов Григорий – Сента

Глушков Петр – Бела-Црква

Голунский Владимир – Бела-Црква, Вршац (Закон Божий)

Гольдштейн Сергей – Зренянин (история, география, пение)

Гонель Вячеслав В. – Кикинда (гимнастика)

Гонтарев Борис Викторович – Суботица, Панчево (математика, география, рукоделие)

Горская Вера Николаевна – Нови-Сад (пение)

Гофман Сергей – Сента (биология)

Гуглова Ольга – Врбас (география, этнология, немецкий, сербский языки)

Гусаревич Всеволод – Врбас

Дворжицкий Георгий Константинович – Врбас, Србобран (французский яз., гигиена, музыка)

Девель Евгений - Панчево

Демченко Василий – Суботица (математика, физика)

Демченко Яков – Врбас (русский язык)

Деркачёв Евгений – Суботица, Сомбор

Деронов Вадим В. – Сомбор (русский язык)

Дмитриева Клавдия Алексеевна – Нови-Сад (русский язык)

Долгоруков Иван – Кикинда (математика, география)

Долгорукова-Сергеева Евгения Геогиевна – Нови-Сад (французский язык)

Донников Александр – Сремска-Митровица

Дориомедов Николай Георгиевич – Сремски-Карловци (греческий, латинский языки)

Елачич Евгений – Суботица

Емельянова Татьяна В. – Бечей (русский язык)

Жардецкая Татьяна – Земун (история, французский, немецкий языки, пение)

Заболоцкий Дмитрий – Вршац (сельское хозяйство)

Завадовский Павел – Суботица (математика, философия, история, география)

Завишло Сергей П. – Врбас (география)

Зенькевич Татьяна Владимировна – Сомбор

Знаменский Петр М. – Сента (физика, история, география)

Зорин Николай – Србобран (математика)

Иванов Василий – Нови-Сад

Иванов Николай – Бачки-Петровац (французский язык)

Измайлов Николай – Бечей

Ильин Сергей – Бела-Црква, Кикинда

Каменев Владимир – Зренянин (русский язык)

Капель Мария - Панчево

Капустин Николай – Србобран

Квачадзе Виктор – Вршац (русский язык)

Квачадзе София – Вршац (химия, география, русский язык)

Климентов Степан Федорович – Зренянин, Суботица (математика, география)

Кобец Яков Павлович – Нови-Бечей (пение)

Ковалев Федор М. – Тител (математика, география, пение, гимнастика, рукоделие)

Козырева, зам. Филимонова Елена Ивановна– Бела-Црква (французский язык)

Козякин Николай Васильевич – Зренянин (начертательная геометрия, техническое черчение, энциклопедия строительства, мосты)

Козлова Нина – Суботица (русский язык)

Колгин Владимир – Суботица (русский язык)

Колчин Родион Родионович – Сремски-Карловци (математика, география, чистописание)

Кондратьева Раиса Митрофановна – Нови-Сад (гимнастика)

Коновал Григорий С. – Врбас, Зренянин (математика, история, география)

Корецкий Владимир – Кикинда, Сента (философия, педагогика, немецкий, французский яз.)

Коробова Ксения – Зренянин, Кикинда (французский язык)

Коровин Александр – Врбас (история, география, английский, французский яз.)

Космаенко Иван П. – Шид (математика, география, французский, гимнастика)

Костюк Александр А. – Сремска-Митровица, Бечей, Сента (математика, история, география, немецкий язык, чистописание, рисование, пение)

Костюков Александр - Вршац

Костов Иван Х. – Србобран (история, география, французский язык)

Котек Тамара – Белая Церковь (русский язык)

Котек Татьяна - Кикинда

Котов Иван Федорович – Вршац (Закон Божий, пение)

Крейтер Владимир – Суботица, Панчево (математика, французский язык)

Крыжановская Наталия Евгеньевна – Бечей

Кузьмин Георгий – Бачки-Петровац (юридические науки, французский язык, гимнастика)

Кузнев Лев – Зренянин (русский язык)

Кузнецова Инна – Зренянин (русский язык)

Куприянова Ольга – Србобран (математика, география, немецкий язык)

Курагин Владимир - Сента

Кургузов Дмитрий Семенович - Ковин

Курочкин Владимир Семенович – Нови-Сад, Сремски-Карловци (рисование, начертательная геометрия, чистописание, техническое черчение)

Лавров Сергей – Земун (латинский язык)

Лажечников Александр Иванович – Зренянин (рисование)

Лазарев Иван – Зренянин (пение)

Летучий Яков А. – Бечей (математика, деловодство, рисование, чистописание)

Де Ливрон Татьяна – Вршац (французский язык)

Лукьянов Александр К. – Зренянин (математика, физика)

Лунгин Илья С. – Зренянин, Вршац (история, география, французский язык, чистописание)

Лунев Лука И. – Зренянин (история, законодательство, коммерция)

Лысенко (Лисенко?) Маргарита – Кикинда (музыка, пение)

Ляхова Варвара – Рума

Макаренков Александр – Кикинда (Закон Божий)

Макеева Нина – Бела-Црква (немецкий, латинский, сербский языки, чистописание)

Максименко Иван – Врбас (география, астрономия, русский язык)

Максимович Неонила Григорьевна – Сомбор (французский, русский языки)

Максутов Иван – Панчево, Земун (история)

Малахов Нил Михайлович – Сремски-Карловци (нравственное богословие, апологетика, педагогика, философия, логика, психология, церковнославянский язык)

Малахова Вера – Сремски-Карловци (русский язык)

Малахова Марианна Михайловна – Сремски-Карловци (рисование)

Малиневич-Мадалова Серафима - Србобран

Мантулин Николай М. – Рума (пение)

Мартынович Екатерина Борисовна – Бечей (философия, биология, французский, русский яз.)

Матусевич Борис – Рума (математика, физика, история, французский, латинский, немецкий языки)

Маслов Игнатий – Рума, Сремска-Митровица (русский язык)

Маслов Сергей Гаврилович – Сомбор (рисование)

Маслова Ольга – Сремска-Митровица (география)

Матюшенко Александра – Панчево

Махаев Петр – Бачки-Петровац (математика, география, рисование, чистописание)

Махновская Ольга – Суботица (математика, физика, астрономия)

Медведев Александр – Зренянин (русский язык)

Мельникова Вера Викторовна – Нови-Сад (русский язык)

Мозалевский Леонтий И. – Зренянин (наука о торговле, корреспонденция, коммерческое вексельное право, экономия, таможенное дело)

Моисеев Василий – Земун (русский язык)

Мошин Владимир Алексеевич – Панчево (история)

Муратов Сергей Матвеевич – Суботица, Сремски-Карловци (философия, музыка, пение)

Мухина Анна Михайловна – Панчево

Нейгебауер Вера Владимировна – Нови-Сад (немецкий, русский языки)

Никифорова Мария – Панчево

Никонов Михаил Павлович - Вршац

Никонова Мария - Вршац

Ольшевская Наталия Николаевна – Суботица, Бечей, Сента (Биология, русский язык)

Онихимовский Павел П. – Бечей (математика, физика, химия, русский язык)

Орлов Георгий – Нови-Сад, Белая Церковь (история, география)

Орлова Анастасия Васильевна – Белая Церковь, Вршац (латинский язык)

Осипов Исаакий – Суботица (математика, физика)

Пален Татьяна – Врбас

Панасенко Элеонора – Сремска-Митровица (русский язык)

Парницкий Йосиф – Бачка-Паланка

Паррот Ирина Александровна – Сомбор

Парфёнов Игорь Т. – Сомбор, Бечей (математика, история, чистописание)

Пастель Владимир И. – Врбас, Сента (математика, физика, химия)

Патронов Иван Федорович – Врбас, Сента, Зренянин (математика, физика)

Пенавин Владимир – Суботица

Перегордиев Дмитрий Сергеевич – Сремски-Карловци, Врбас (пение, русский язык)

Петина Капитолина Матвеевна – Зренянин (музыка)

Платонова Мария А. – Рума (рисование, чистописание, рукоделие, гимнастика)

Плетнёв Ростислав Владимирович – Вршац (физика, французский, латинский, сербский яз.)

Погодин Михаил Александрович – Врбас (история, политическая экономия, пение, гигиена,

рукоделие)

Подгорный Иван – Жомболь, Бечей, Србобран

Подградский Йосиф – Зренянин (история, география)

Поливанова Нина – Панчево (французский язык, рисование, рукоделие)

Полиманте Клавдия – Врбас, Србобран (история, французский, немецкий языки)

Половцова Людмила – Кикинда, Србобран

Поляков Евгений - Жомболь

Попов Александр И. – Стара-Пазова, Бачка-Паланка (математика, физика, история, география, зоология, сельское хозяйство, бухгалтерия, гимнастика)

Поповиченко Татьяна – Панчево (рисование)

Порошина Мария Васильевна – Нови-Сад (русский язык)

Портыненко Александр – Суботица (русский язык)

Пукалова Александра Федоровна – Сомбор (математика)

Пущина Елена – Нови-Сад

Работин Владимир Иванович – Нови-Сад (французский язык)

Раздольский Павел – Белая Церковь (история, география)

Райх Яков – Србобран (Философия, французский, немецкий языки, гимнастика)

Ракитин Юрий Львович – Нови-Сад (основы актерской игры)

Ревва Федор Онисимович – Нови-Сад (математика, физика)

Реммер Альфред – Земун (математика, физика)

Реммер Валериан – Зренянин, Суботица (рисование, чистописание)

Рехак Борис – Врбас, Србобран (рисование, чистописание)

Рядченко Николай – Сремска-Митровица (русский язык)

Ровнева Ольга Вячеславовна – Бачки-Петровац (гимнастика)

Рогаткин Александр Семенович – Вршац (математика, физика, чистописание)

Родэ Клавдия – Нови-Сад (пение, музыка)

Родзянко Мария Васильевна – Суботица (латинский, немецкий, английский, русский языки)

Розов Владимир Александрович – Сремски-Карловци

Росницский Сергей – Зренянин (математика, химия, география, технология и товароведение)

Ротов Дмитрий Михайлович – Нови-Сад, Рума (математика, физика, химия, природоведение, гигиена)

Ротова Наталия – Рума

Русняк Антон – Вршац (музыка)

Ручинская Вера – Суботица (русский язык)

Савченко Петр Севастьянович – Белая Церковь (русский язык)

Седлецкий Николай – Белая-Церовь, Панчево (физика, химия)

Селивановский Борис – Сремски-Карловци (библейская история, Священное Писание, старославянский язык)

Свешников Сергей – Сомбор (история, география)

Свинарская Евгения – Сремска-Митровица (французский язык)

Сергеев Иван Иванович – Нови-Сад, Сомбор (история, география)

Сергеева Вероника – Сомбор

Сердюкова Александра Анатольевна – Нови-Сад (философия, французский, русский языки)

Сенькевич Яков – Сремска-Митровица (математика)

Сенькевич Евгения – Сремска-Митровица

Сергеевский Владимир – Нови-Сад

Скрынченко Дмитрий Васильевич – Нови-Сад (математика, история, география, латинский) Сивоволов Николай – Србобран (пение)

Синицкая Мария – Рума, Бечей (математика, физика, химия)

Сихвонен Ольга А. – Зренянин (история, география, французский язык)

Слёзкина Юлия – Србобран

Смирнов Борис Николаевич – Бачка-Паланка (рукоделие)

Смирнский Иван Н. – Зренянин (гимнастика)

Смолянников Михаил Васильевич – Ада, Вршац (сельское хозяйство

Смолянинов Владимир – Сремски-Карловци

Соколов Борис Всеволодович – Рума, Сремски-Карловци (история, география)

Соколов Владимир – Сомбор (рисование)

Соколов Николай И. – Сомбор, Зренянин (философия, Закон Божий)

Соловьев Леонид Федорович – Сомбор (русский язык)

Степанов Георгий – Суботица (музыка, русский язык)

Степанов Филипп Иванович – Нови-Сад, Белая Церковь (математика, физика)

Струтинский Борис И. – Бачка-Паланка (математика, физика, география)

Стукало Сергей - Панчево

Суворина-Фирст Марина – Рума

Сухов Иван – Врбас

Танцов Александр Захарович – Нови-Сад, Србобран (математика, физика, география)

Тарановская Татьяна – Земун

Татарова Зоя - Суботица

Таубер Екатерина Леонидовна – Панчево (история, немецкий язык, стенография)

Теняев Борис – Зренянин (русский язык)

Терещенко Владимир Павлович – Вршац (сельское хозяйство)

Тимофеев Василий А. – Белая Црковь (музыка)

Титова Анна – Земун (французский, немецкий языки)

Тычинский Леопольд С. – Бечей (математика, русский язык)

Ткаченко Вера – Суботица (математика, русский язык)

Токарев Михаил Семенович – Сомбор (математика, физика)

Тюмина Нина – Вршац (рисование, чистописание)

Ушаков Валериан С. – Зренянин, Бачки-Петровац, Србобран (математика, физика, химия, бухгалтерия)

Фемелиди Николай Петрович – Ада, Вршац (физика, химия, сельское хозяйство, лесоводство, виноградарство, фруктоводство, ботаника)

Фетисов Федор – Панчево

Фигуровский Павел Александрович – Нови-Сад (пение)

Федорова Евгения Яковлевна – Нови-Сад (русский язык)

Федоровский Сергей – Сомбор, Зренянин, Кикинда (география, биология, Закон Божий)

Фостиков Михаил – Стара-Пазова (русский язык)

Фрейман Владимир - Кикинда

Халаев Владимир Николаевич – Сремски-Карловци, Бела-Црква (французский, русский языки)

Харитонович Петр С. – Бачка-Паланка (рисование, рукоделие)

Хлодовский Владимир Евгеньевич – Рума, Сремска-Митровица, Белая Церковь (чистописание, гимнастика)

Хлопова Пелагея Герасимовна – Сомбор

Хростетская Антонина - Суботица

Чайковский Митрофан – Нови-Сад

Чарыкова Елена Дмитриевна (Александровна?) – Бечей (рисование)

Чарторийский Иван Львович – Сента, Сомбор (математика, французский язык)

Чекалов Павел Никифорович – Белая Церковь (пение)

Чекалова Евдокия Тимофеевна – Белая Церковь (рукоделие)

Чекмарева Людмила – Вршац, Жомболь

Червеницкий Федор – Сремска-Митровица

Чернов Петр – Зренянин (математика)

Чеснокова Нина Александровна – Нови-Сад (французский, русский языки)

Чехович Евгений Петрович – Нови-Сад

Чистосердов Петр – Зренянин, Кикинда

Шатилов Дмитрий П. – Сомбор (математика, русский язык)

Шеревердяков Николай – Сремска-Митровица (математика, физика, химия)

Шепченко Семен – Земун (рисование)

Шершавицкий Николай Николаевич – Врбас, Суботица (математика, физика, химия)

Шестериков Владимир Антонович – Суботица, Кикинда (математика, физика)

Шестопалов Анатолий М. – Сента (математика, физика, химия)

Шкурин Петр Андреевич – Белая Церковь

Шляхов Сергей – Зренянин (математика, механика, начертательная геометрия, строительные и инженерные конструкции)

Шорникова Наталия – Сомбор

Шостаков Алексей – Зренянин, Врбас, Кикинда (математика, география)

Шпаковский Анатолий Игнатьевич – Кикинда, Зренянин, Нови-Сад (философия, французский,     немецкий языки)

Шпилевой Яков Иванович – Сремска-Митровица (пение)

Шталь Александр Григорьевич – Вршац (музыка)

Шталь Нина – Вршац

Шулепова Надежда – Белая Церковь (русский язык)

Щегловитова Анна – Вршац

Щепкина Любовь – Сомбор (математика, физика, химия, товароведение)

Эрдели-Хитрово Маргарита Сергеевна – Нови-Сад (французский язык)

Яралова Мария Андреевна – Вршац (немецкий, французский языки, гигиена)

 

 

РУССКИЕ УЧИТЕЛИ В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ ВОЕВОДИНЫ (1921-1924 гг. и др.)

 

Баранда – Комарова Агния Никаноровна

Бачки-Моноштор – Кубаровский Борис

Башаид – Шорникова Людмила; Смирнов Борис Николаевич

Бегеч – Сухаревская Анастасия Георгиевна

Белая Церковь – Козырева Елена

Бело-Блато – Безверный Виктор; Чайковская Ольга

Булькес – Струтинский Борис

Вайска - Чайковская Ольга

Велики-Гай – Луговская Наталия

Верушич-салаш – Жарикова Мария

Войводинци – Звегинцев Георгий

Вранево – Эсман М. Г. (учительница)

Грабовац – Стеценко Всеволод

Добановци – Комаренко Яков; Ковалев Федор Михайлович; Успенский Виктор

Дол – Чайковская Ольга Н.

Дорослово – Кромпатский Борис

Дубошевица – Лихтенштейн Йосиф Иванович

Иваново – Белозеров Семен Михайлович

Каравуково – Масальский Евгений П.; Чайковская Ольга

Кисач – Демидов Григорий Андреевич; Руснакова Мария Викторовна

Ковачица – Фетисов Федор

Ковин – Кургузов Дмитрий

Кула – Тришкин Василий

Кулпин – Стеценко Всеволод Михайлович

Купусина – Володовский Михаил

Луг – Петров Михаил

Маргитица – Задер Павел

Мол – Мамонов Ксенофон

Моноштор – Постников Иван

Неузина-село – Яребинская Екатерина

Оборняча – Безверхий Виктор; Иванов Борис

Острво-село – Добронравов Василий; Шатковская Лидия

Павлиш – Кондратов Петр Петрович

Павловац-салаш – Жарикова Нина

Падей – Генкель Герман

Падина – Григорьева Н. П.

Панчево – Кухаренко Александра Михайловна; Алпатова Елена; Сперанская Анна Ивановна

Потпорань – Орфиев Василий

Пригревица – Постников Иван

Ранчево – Ушаков Степан М.

Сакуле – Генкель Герман; Китайскова Евдокия; Ушаков Степан

Селенча – Колениченко Василий

Сефкерин – Лукачёв Василий; Чистяков Николай

Силбаш – Петьковский Михаил; Скрипкина Анна

Сомбор – Мамонов Ксенофон; Маслов Сергей Гаврилович

Станишич – Демченко Яков

Стари-Лец – Карчаков-Савицкий Александр

Сурчин-село – Ковалев Федор Михайлович

Тител – Случевский Константин

Томашевац – Фетисов Федор

Ульма – Лейбург А. Ю.

Фаркаждин – Рыбальченко Наталия

Чента – Хлопов А.

Честерег – Мельников Д. А.

Чиб – Кондратов Петр Петрович

Янков-Мост – Голеновская Варвара

 

 

 

ПРЕПОДАВАЛЕЛИ РУССКИХ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В ВОЕВОДИНЕ (1920-1944 гг.)

 

 

Харьковский импер. Марии Федоровны девичий институт – Нови-Бечей (1921-1930)

 

Отец Сергий Ноаров – Закон Божий

Отец Георгий Прозоров – Закон Божий

Отец Флор Жолткевич – Закон Божий

Кокорев Александр Николаевич – русский язык, русская история

Кобец Яков Павлович – русский язык, русская история, регент хора

Юницкий Глеб Борисович – латинский язык

Данилов Даниил Даниилович - математика

Макшеев Захарий Андреевич – математика

Цемш Сергей Сергеевич – физика

Длужневский Владимир Францискович – география

Боголюбов Семен Николаевич – химия, физика, естественная история

Прошукалов Виктор Павлович – математика

Неклюдова Елизавета Михайловна – французский и английский языки

Войшвилло Мария Игнатьевна – немецкий язык

Борисов Владимир Николаевич – космография

Висковатый Константин Константинович – естествоведение

Слатвинский Владимир Иванович – коммерческие курсы

Анисимов Алексей Алексеевич – коммерческие курсы

Проскура Константин Александрович – география

Булацель В.И. – рукоделие

Герцог В.Ю. – рисование

 

 

Мариинский донской девичий институт – Белая Церковь (1920-1941)

 

Алексеевцев В.В. – Закон Божий, логика, гигиена

Александров Николай Иванович – чистописание, рисование

Алферов З.А. – география

Аносов М.А. – Русский язык и литература

Байков – русский язык и литература

Барышев Петр Владимирович

Блинов М.А. – естествоведение, география

Боголюбов Семен Николаевич – естествоведение, химия

Отец Василий Бощановский – Закон Божий

Велихов Борис А. – математика

Висковская Анна Константиновна – французский язык

Герцог В.Ю. – рисование

Говорова Е.В. – пение, музыка

Головина О.Н. – французский язык

Горчаков А. – русский язык

Данилов Даниил Даниилович – математика

Келлер А.О. – немецкий язык

Киселев – физика, химия

Кожина Мария Мечиславовна – психология

Кожин Владимир Николаевич – немецкий язык

Красовский К.Д. – история

Лосев М.Н. – история и география России

Миляшкевич Ф.И. – русский язык

Отец Борис Молчанов – Закон Божий

Носачевский В.А. – математика

Отец Павел Образцов – Закон Божий

Орлова Анастасия Васильевна – латинский язык

Павловский Михаил Александрович – естествознание

Пантелеев В.В. – математика

Писаревский Н.Я. – физика

Молчанов П.С. – русский язык

Петров А.П. – русский язык и литература

Перцов А.Н. – русский язык и литература

Рогаткин Александр С. – арифметика

Савченко Петр Севастьянович – русский язык

Скрябин В.П. – математика

Стороженко В.А. – латинский язык

Сушкова – русский язык

Тахтамышева-Вебер Т.А. – гимнастика и танцы

Фетинг Александр – химия

Филимонова Елена Ивановна – сербский и французский языки

Отец Георгий Флоровский – Закон Божий

Хлодовский В.Е. – гимнастика

Чекалова Евдокия Т. – рукоделие

Чернокнижников Алексей Е. – математика

Яценко-Борзаковский – русский язык

 

 

Первая русско-сербская девичья гимназия – Велика-Кикинда (1921-1931)

 

Сергеевский Борис Николаевич – история

Сергеевский Дмитрий Николаевич - история

Эрдели Борис Николаевич – музыка

Велихов Борис А. – математика

Топор-Рябчинский Владимир Викентьевич – русский язык и литература

Орлова Анастасия Васильевна – латинский язык

Пишель Ольга Федоровна

Милаш Иван Николаевич – регент хора

Боголюбова Александра Аркадьевна

Скубачевская Нина Константиновна – немецкий язык

Дубицкая Анна Михайловна

Отец Мелетий Шаравский – Закон Божий

Висковская Анна Константиновна – французский язык

Чарыкова Елена Дмитриевна – рисование

 

 

 

 

а) Крымский кадетский корпус – Белая Церковь (1920-1929)

б) Первый русский Великого Князя Константина Константиновича

кадетский корпус - Белая Церковь (1929-1944)

 

Абрамцев А.Н. – Закон Божий

Александров Николай Иванович - рисование

Алферов В.И. – гигиена

Аносов М.А.

Базаревич С.И.

Барышев Петр Владимирович

Боголюбов Семен Николаевич

Отец Василий Бощановский – Закон Божий

Будкевич А.С.

Епископ Вениамин – Закон Божий

Висковская Анна Константиновна – французский язык

Врасский Е.Я – география

Ганн А.Р. – гимнастика

Гейден Д.Ф.

Головина О.Н. – французский язык

Гонтарев Борис

Данилов Даниил Даниилович - математика

Делова Инна Петровна

Доннер Н.Н. – музыка

Отец Александр (архимандрит Феодосий) Ефимов – Закон Божий

Отец Флор Жолткевич – Закон Божий

Казанский К.А. – история

Казанский В.А.

Казанцев Н.Л. – география

Каменев А.В.

Карпов К.И.

Келлер А.О. – немецкий язык

Кожин Владимир Николаевич – немецкий язык

Кожина Мария Мечеславовна – русский язык

Козырева, зам. Филимонова Елена Ивановна (французский язык)

Колоней Ф.М.

Колосовский А.Н. – гимнастика

Комаревский Б.В. - пение

Де-Коннор В.В.

Кошиц Георгий Павлович – математика

Красовский К.Д. – история

Кулаков В.Н. – история

Курганский Вадим Павлович – русский язык

Линдеман А.Ю. – немецкий язык

Малахов Нил Михайлович

Маслов П.К.

Медведев С.И.

Отец Борис Молчанов – Закон Божий

Носачевский В.А.

Орлова Анастасия Васильевна – латинский язык

Пантелеев Владимир Васильевич

Перцов Александр Николаевич

Писаревский Николай Яковлевич - физика

Проскура Константин Александрович – география

Раздольский П.М.

Ракитин Н.С. – математика

Романов С.С.

Савченко Евгения Степановна

Савченко Петр Севастьянович – русский язык

Салатко-Петрище

Селицкий В.И. – математика

Сербина Д. – география, химия

Скалон Владимир Александрович – французский язык

Скрыль Тамара – русский язык

Скрынька А.А.

Собченко Михаил Степанович

Софронов Г.Д.

Седлецкий Н.К. - естественные науки

Тизенгаузен Борис М. – математика

Тимофеев В.А. – музыка

Тихомиров В.П. – гимнастика

Томашевич Алексей

Отец Сергий Троицкий – Закон Божий

Трофимов Иван Павлович – рисование

Тыррас П.Ф.

Тычинин М.В. – русский язык

Отец Иоанн Федоров – Закон Божий

Хрисогонов Михаил Михайлович – рисование

Цареградский М.М. математика

Цыбулевский - музыка

Чернокнижников А.Е. – математика

Отец Иоанн Шаховской – Закон Божий

Яценко-Борзаковский – русский язык

Эльснер Евгений Феликсович – математика

Эрн Николай Францевич

Якушев Михаил Павлович

 

Русская реальная гимназия Союза городов - Нови-Сад (1921-1928)

 

Минцлов Сергей Рудольфович

Римский-Корсаков Владимир Валерьянович

Сердюкова, урожд. Розеншильд фон Паулин Александра Анатольевна

Скрынченко Дмитрий Васильевич

Тихомиров Владимир Александрович

Чалеева-Гортынская Вера Дмитриевна

Шретер Георгий Николаевич

 



[1] Радослав М. Грујић. Прилози за културну историју српског народа. I. Прилози за историју српских школа у првој половини XVIII века. Српска Краљевска академија. Београд 1910; Радослав М. Грујић. Српске школе (од 1718. до 1739. год.). Издање Задужбине И. М. Коларца. Београд 1908.

[2] «Бюллетень Союза русских педагогов в Королевстве СХС». Белград. 1925, № 3.

[3] Д.В.Скрынченко. Обрывки из моего дневника. (Рукопись) – Семейный архив семьи Скрынченко, Киев.

[4] Там же.

[5] «Народна просвета». Орган Удружења југословенског учитељства. Београд, 1923, бр. 40.

[6] «Просветни гласник». Службени лист Министарства просвете. Београд. 1922, бр. 10.

[7] В Белой Церкви 3 преподавателя, Великом Бечкереке – 3, Великой Кикинде – 2, Вршаце – 3, Жомболе – 2, Нови-Саде – 4, Панчево – 2, Петроваце – 2, Сенте – 1, Сомборе – 1, Србобране – 3, Суботице 1 («Просветни гласник». 1922, бр. 10). Школы в городах Сремска-Митровица, Сремски-Карловци и Рума не охвачены этой статистикой, но русских преподавателей уже в первые годы там было не менее 20-ти.

[8] Државна учитељска школа у Вршцу. Извештај за школску 1932/33. годину. Вршац, 1933.

[9] Државна реална гимназија у Сенти. Извештаји за школске 1929/30. – 1937/38. године. Сента, 1930 – 1938.

[10] Богословија Св. Саве у Сремским Карловцима. Извештаји за школске 1928/29. - 1934/35. године. Сремски Карловци, 1929 – 1935.

[11] Државна виша трговачка школа у Великом Бечкереку. Извештај за школску 1923/24. годину. Велики Бечкерек, 1924.

[12] Пољопривредна школа Дунавске бановине у Ади. Извештај за школску 1932/33. годину. Ада, 1933.

[13] «Народна просвета». 1923, бр. 51, бр. 62; «Вестник...», № 1.

[14] «Народна просвета». 1923, бр. 50.

[15] «Народна просвета», 1924, бр. 15.

[16] «Вестник...», № 1; № 4.

[17] Там же, № 2.

[18] Там же, № 4.

[19] «Народна просвета». 1925, бр. 65.

[20] Белоемиграција у Југославији 1918-1941. Том I. Институт за савремену историју. Београд, 2006, стр. 227.

[21] «Просветни гласкик». 1927, бр. 9.

[22] Там же. 1927, бр. 5-6.

[23] Там же. 1929, бр. 6.

[24] Там же. 1933, бр. 5.

[25] Двадесет године Више педагошке школе у Новом Саду, 1945-1965. Нови Сад, 1965, стр. 29.

[26] Зарубежная русская школа, 1920-1924. Париж, 1924; Материалы для истории русской школы в Югославии 1920-1930 гг. – Делегация, ведающая интересами русской эмиграции в Югославии: Очерки по истории эмигрантской русской школы в Югославии за 1920-1930 гг. (ГАРФ. Ф. 5771); Тома Миленковић. Школовање деце емиграната из Русије у Југославији 1919-1941. Завод за уџбенике и наставна средства. Београд 2004; Ю.Ю.Степанов. Православные основы образования русских детей в эмиграции в Югославии. – Проблемы истории Русского зарубежья. Выпуск I. Москва, 2005.

[27] Данные об этих учебных заведениях почерпнуты из следующих публикаций: Кадетские корпуса за рубежом (в Королевстве СХС – Югославии). Нью-Йорк, 1970; Памятка: Харьковский институт 1812-1932. Нью-Йорк, 1983; Мариинский донской институт (Новочеркасск – Белая Церковь). Нью-Йорк, 1975; Алексеј Арсењев. Руска интелигенција у Војводини (фељтон). «Дневник». Нови Сад. 1995, 6.-24. април.