Алексей Арсеньев

 

 

Алексей Арсеньев

 

Русские храмы и монастыри в Югославии

 

Духовные связи сербов и русских укоренились в XII веке, благодаря участившимся встречам монахов на Афоне. Позднее, когда русские земли были покорены монголами, сербские правители оказывали материальную помощь русскому монастырю Св. Пантелеймона на Афоне.

В 1355 г. сербский царь Урош уступил русским монахам монастырь Св. Богородицы Браинской в верхнеябланичской деревне Губавац, примерно 20 км от местечка Медведжа, у сегодняшней административной межи Сербии с Косово. Предполагается, что этот монастырь разрушило местное население, позднее принявшее ислам, в намерении уничтожить следы, напоминающие им о православии.

Взаимоотношения сербских иерархов с Россией устанавливаются лишь в XV веке, когда монахи белградского монастыря Успения Пресв. Богородицы посетили Россию и просили о помощи. По сербским монахам московский великий князь направляет сербскому митрополиту и «деспотице» (правительнице) Ангелине послания и щедрую милостыню, а в 1556 г. царь Иоанн Грозный разрешает монахам сербского монастыря Хиландар на Афоне открыть свое подворье в Москве. Граматой Москвы, направленной в адрес сербского иерарха Максима - «Архиепископу Печскому и Патриарху Сербскому», Россия в 1667 г. признала Сербский Патриархат (вопреки претензий Греческой церкви).

Во время правления царя-императора Петра Великого отношения России и Сербии с материального и морально-религиозного планов ориентируются на культурно-политический. Балканы становятся всё более притягательным регионом, на котором ведутся и дипломатические баталии. Хорошо известны объем и значение помощи, оказываемой Россией в XVIII-XIX вв. фрушкогорским сербским монастырям, Сремско-Карловацкой митрополии, становлению сербского просвещения, культуры, военной поддержки в освобождении от турецкого ига, защиты Православия в Старой Сербии, сопротивлении принятия Унии сербами, заселявшими территории севернее Савы и Дуная.

В Сербско-турецкой войне 1876 г. принимало участие около 4-х тыс. русских добровольцев – офицеров, солдат, врачей, сестер милосердия. В том судьбоносном году Русская церковь подарила Сербской армии знамя – реплику знамени, которым Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой с татаро-монголами. Знамя было освящено в Троице-Сергиевой лавре и некоторое время перекрывало раку с мощами Преп. Сергия. Походную военную церковь русских добровольцев освятил в Белграде сербский митрополит Михаил. В тот год, 20 августа, у местечка Горньи Адровац близ Алексинаца пал в бою храбрый полковник, граф Николай Николаевич Раевский (молодой дворянин послужил Л.Н.Толстому прототипом образа Вронского в романе «Анна Каренина»). На холме Голо Брдо, месте его героической гибели, на средства родственников был воздвигнут храм-памятник Св. Троицы, в византийском стиле. Он был освящен 2 сентября 1903 г. (иконы писал Николай Александрович Бруни).

Несколько раньше, в 1900 г. в черногорском городе Никшич был освящен Соборный храм Св. Василия Острогского, в память черногорцев и герцеговинцев, павших в боях с турками в 1875-78 гг. – храм монументальных размеров, в псевдовизантийском стиле (архитектор Михаил Михайлович Преображенский). Средства на его постройку и ценные предметы утвари даровал российский император Николай II.

 

«Русская часовня»  на  Вршиче

 

В годы Первой мировой войны, в Словении, высоко в Юлийских Альпах, российские военнопленные, размещенные на территории тогдашней Австро-Венгрии, их около 5-ти тысяч, строили стратегическую дорогу до границы с Италией. В феврале 1915 г. снежная лавина поглотила около 600 несчастных душ. В память этой трагедии военнопленные соорудили на горном перевале Вршич деревянную церковку Св. Владимира. Как редкий православный храм в Словении, она является туристической достопримечательностью знаменитого курорта Краньска Гора - окруженная хвойными деревьями возвышается на 1.000 м, у самой извилистой и крутой «Русской дороги».

После образования Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (1918), объединения сербских епархий и восстановления Сербского Патриаршества (1920), с юга России в страну прибыло примерно 70 тыс. беженцев: бойцов Русской («белой») армии ген.-лейт. барона П.Н.Врангеля и штатских – в основном семейств офицеров, административных кадров южных губерний России, интеллигенции из двух столиц, персонала и воспитанников средних учебных заведений, вдов, сирот, инвалидов. Часть этого исстрадавшегося люда продолжила путь в Среднюю и Западную Европу. Отсталое и в войнах опустошенное, только созданное Королевство СХС приняло до 50-ти тыс. беженцев, гостеприимнее любой страны Европы и по мере своих возможностей предоставило им прибежище и помощь. Около 10-ти тыс. душ поселилось в Белграде и окрестностях столицы. В Сремские Карловцы были направлены Штаб Главнокомандующего Русской армией и Высшее русское церковное управление заграницей, возглавляемое митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким).

Во многих «русских колониях» были открыты русские школы, амбулатории, старческие приюты, фонды взаимопомощи, бюро труда. Среди беженцев преобладала интеллигенция с высшим и средним образованием, приобщенная к европейской культуре. Первой задачей пришельцев было создать свои духовные и культурные очаги – церковные приходы с храмом, свещенником и хором, библиотеки, артистические кружки.

В межвоенный период русская эмиграция внесла значительный вклад в культурное, научное и хозяйственное развитие страны. Этот вклад очевиден и на плане устройства Сербской православной церкви. Помимо оказания сестрической помощи и прибежища сонму русских епископов, Сербская церковь с распростертыми объятьями приняла и сотни русских священников. Поступая на службу Сербской церкви, их направляли в деревни и запущенные приходы Далмации, Боснии, Краины, Старой Сербии. Церковно-славянский язык и почти тождественные богослужебные православные каноны обеспечили им быстрое приспосабливание к новой среде.

На Богословском факультете в Белграде и в духовных семинариях преподавало несколько десятков русских богословов, которые оставили заметный след в развитии югославской православной мысли. Русские монахи были распределены по опустевшим монастырям, некоторые из них назначались игуменами (в монастырях Манасия, Прохор-Пчиньский, Раковица, Високи Дечани, Св. Наум и др.). Обитали они и на Фрушка-Горе, в монастырях Беочин, Врдник, Гргетег, Язак...

 

Русские монастыри в Сербии

 

В ноябре 1920 г. в запущенный монастырь Ново Хопово на Фрушка-Горе размещено около 80-ти монахинь Свято-Богородичного женского монастыря Лесна, бывшей Холмско-Варшавской епархии. Предводила их основательница этого знаменитого монастыря Западного края, игуменя Екатерина (в миру графиня Евгения Борисовна Ефимовская). С чудотворной иконой Богородицы монахини, спасая свои жизни, прибыли в Сербию из Бессарабии. В октябре 1923 г. около 20-ти русских монахинь перекочевало из Н.Хопова в обновленный фрушкогорский монастырь Кувеждин, где они, вместе с сербскими послушницами и игуменей Меланией (Кривокучин) сыграли решающую роль в восстановлении и распространении женского монашества в лоне Сербской православной церкви.

После неудачной попытки основать в монастыре Петровица (Шабацкой епархии) свое братство, русским монахам-беженцам это удалось позднее, в 1926 г., в монастыре Мильков, вблизи г.Лапово. Игуменом состоял иеромонах Амвросий (Курганов), один из последних послушников знаменитой Оптиной пустыни. Разрушенный Мильков вскоре был возобновлен и стал видным духовным центром. В ближней деревне Гложане создалась колония для приема паломников, так как все не могли найти приют при монастырском дворе. В 1936 г., уже при игумене Луке (Родионове), русское братство перебралось в монастырь Туман близ местечка Голубац (той же, Браничевской епархии).

Однако, русскими духовными центрами в Югославии являлись Сремские Карловцы и Белград. Сербский патриарх Димитрий принял русского митрополита Антония в свой великолепный Патриарший дворец в Сремских Карловцах, а для устройства храма Штаба ген. Врангеля и для беженцев уступил помещение в соседнем старом здании Патриархии. В этом русском храме Рождества Пресв. Богородицы служили священники о.Василий Виноградов, о. Нил Софинский, о. Борис Волобуев, архимандрит Феодосий (Мельник) и др.

 

Русский храм Св. Троицы на Ташмайдане в Белграде

 

Устроитель первой русской церковной общины в Королевстве СХС, протопресвитер Петр Беловидов первое богослужение в Белграде совершил 20 сентября 1920 г. во дворе здания по улице Короля Петра. Позднее русским беженцам уступили помещение в школе на Богоявленской улице, затем дали актовый зал в Третьей мужской гимназии по Негошевой улице, потом использовалось помещение русской столовой по улице Короля Милана. В течение 1922-1924 гг. службы совершались в деревянном бараке - кладбищенской часовне Св. Марка на ташмайданском «Старом кладбище», а после ее сноса – в военном походном шатре-храме. На конкурсе проектных работ русского храма в Белграде был награжден проект военного инженера Валерия Владимировича Сташевского, по которому уже в декабре 1924 г. на холме Ташмайдан был воздвигнут храм во имя Св. Троицы, в псковско-новгородском стиле XV века.

На первый взгляд скромный, он стал значительным духовным центром всего Русского Зарубежья.

При настоятелях - о.Петре Беловидове (1869-1940), о.Владиславе Неклюдове (1898-1949), о.Иоанне Сокале (впоследствии архиепископ Смоленский Иннокентий; 1883-1974) и при священнической семье Тарасьевых: о.Виталии (1901-1974), о.Василии (1932-1996) и нынешнем, о.Виталии (р. 1960) - в этом храме служили многие иерархи и совершались епископские хиротонии.

Иконостас украшают иконы работы князя Михаила Сергеевича Путятина и архимандрита Антония (Барташевича). Плафон и настенную роспись храма выполнил барон Николай Богданович Мейндорф. В храме хранилась святыня Русского Зарубежья – чудотворная икона Божией Матери «Знамения», именуемая «Курская-Коренная», вывезенная из России епископом Курским и Обоянским Феофаном (сегодня хранится в русском Синодальном храме в Нью Йорке).

Почти до окончания Второй мировой войны на столбах храма были установлены трофейные и знамена полков Русской армии, их более двух сотен, спасенные и вывезенные как реликвии славы российского оружия в войнах с Турцией и Наполеоном. (Из Белграда эти знамена во время войны были увезены в Западную Европу, мало что уцелело, часть их сегодня хранится в военных музеях России).

С правой стороны от западных ворот храма – беломраморная плита с надписью: «ГЕНЕРАЛ ВРАНГЕЛЬ». Перед своей внезапной кончиной в Брюсселе последний Главнокомандующий Русской армией выразил волю почивать в белградском русском храме, под сенью этих знамен.

Храм Св.Троицы украшают деревянные резные киоты с иконами «Аксайской» (Донской) Богородицы (работа Пимена Максимовича Софронова), Св. Варнавы (в память Патриарха  Сербского Варнавы, выпускника Петербургской Духовной академии, преданного защитника русских беженцев), киот с иконой Св. Александра Невского (в память адмирала А.В.Колчака) и др.

После эвакуации Св. Синода и Канцелярии Русской заграничной церкви из Белграда на Запад, в сентябре 1944 г., указом местоблюстителя Сербского Патриаршего престола, белградский и остальные русские приходы в Югославии принял под свое покровительство епископ Мукачевско-Пряшевский Владимир (Раич), а в 1945 г., при согласии Сербской церкви, храм Св. Троицы в Белграде стал Подворьем Московского Патриархата, и благосчинием всех русских приходов в Югославии. В бомбардировках Белграда силами НАТО весной 1999 г. русский храм пострадал и сегодня идут в нем реставрационные работы. Поэтому, русские богослужения совершаются в русской «Иверской часовне» на «Новом кладбище», строительство которой имеет интересную предисторию.

 

Иверская часовня на «Новом кладбище» в Белграде

 

В разгаре антирелигиозной кампании в СССР в 1929 г. в Москве была снесена одна из главных святынь России – Иверская часовня у Вознесенских ворот Китай-городской стены. С 1648 г. в ней хранился список чудотворной Иверской иконы Божией Матери, привезенный из афонского монастыря Ивирона, где икона находится с 999 г. Снос московской часовни и исчезновение иконы поразили и огорчили русских людей Зарубежья и... вскоре обе они «воскресли» в Белграде. Под благословение духовенства и иерархов Русской зарубежной и Сербской церквей собирались пожертвования прихожан и при хлопотах княгини Марии Александровны Святополк-Мирской в 1931 г. была сооружена почти тождественная реплика московской часовни (белградский архитектор В.В.Сташевский), в которую был помещен новый список иконы, привезенный с Афона.

В склепе часовни и у ее стен покоятся Митрополит Киевский и Галицкий Антоний, епископы Курский и Обоянский Феофан и Лондонский Николай, протоиерей Петр Беловидов и архимандрит Феодосий (игумен монастыря Високи Дечани). Московская Иверская часовня воссоздана в 1995 г. и монахи Ивриона на Афоне для нее выполнили новый список чудотворного образа.

 

Храм Св. Александра Невского в Белграде

 

Белградский храм Св. Александра Невского был построен на лужайке, на которой в 1870-е гг. размещался храм-палатка русских добровальцев ген. М.Г.Черняева. Строительство каменного храма началось до балканских войн 1912-1913 гг., но было приостановлено и окончено лишь в 1929 г., по новому проекту Василия Михайловича Андросова (проектировал свыше 50-ти православных храмов в Сербии). Иконостас – работа Бориса Александровича Солонко. В южном клиросе установлен киот в память убиенных российского императора Николая II и югославского короля Александра I Карагеоргиевича. В летописи храма отмечено: «Сей храм сооружен во имя братской любви к России, посвящен Св. Александру Невскому».

Много русских эмигрантов проектировало храмы в православных частях Югославии. Упомянем лишь их остальные работы в столице, Белграде: Здание Патриархии с часовней, храмы Св. Андрея (при дворцовом ансамбле на Дединье), Св. Архангела Гавриила, малый храм Св. Саввы (на Врачаре), реконструкция церковки Ружицы (на Калемегдане)...

 

Русские храмы по свей стране

 

Помимо Сремских Карловцев и Белграда, крупные русские церковные общины находились в городах Белая Церковь, Новый Сад, Земун, Панчево, Велики Бечкерек, Загреб, Суботица, Сараево, Ниш, Крагуевац, Дубровник, Любляна, Вршац. Большинство беженцев посещало существующие там православные храмы, но русские стремились создать свои духовные очаги. Кое-где им выделяли храм на временное пользование (в Суботице и Сомборе, на пример, русские молились в православных кладбищенских часовнях). При русских средних учебных заведениях с общежитиями (Белград, Сараево, Стрниште, Билеча, Горажде, Белая Церковь, Новый Бечей, Велика Кикинда, Пановиче) и при русских госпиталях, санаториях, старческих приютах и домах военных инывлидов (Панчево, Вурберг, Херцег Нови, Пераст, Белая Церковь, Велика Кикинда) существовали свои, подручные храмы-часовни, с русскими священниками, хором, чтецами и псаломщиками.

Русский храм Святителя Николая Чудотворца в Цриквенице, на берегу Адриатики построен по проекту Сергея Петровича Биркина, освящен в 1926 г. Возник он усилиями Александры Павловны Гартвиг, вдовы российского посланника в Королевстве Сербии, скоропостижно скончавшегося в кабинете австро-венгерского посольства в Белграде, в июле 1914 г., в дни перед оглашением унизительного венского ультиматума Белграду.

В Новом Саду епископ бачский Ириней (Чирич) в 1922 г. уступил русским беженцам часовню Св. Василия Великого в своем Епархиальном дворце. Художники Николай Васильевич Иванов и Владимир Семенович Курочкин расписали ее настенными иконами русских святителей: Владимира, Бориса и Глеба, Александра Невского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского. В конце 30-х гг. Русско-сербский комитет для постройки русского храма в Новом Саду обеспечил материальные средства, место и проект (архитектор Джордже  Табакович), но военные обстоятельства воспрепятствовали осуществлению этого мероприятия.

Подобное произошло и в Панчево. Русские там посещали храм Св. Николая Мирликийского при Русском хирургическом госпитале и два православных городских храма. Проект стильной русской церкви архитектора Ивана Афанасьевича Рыка из 1934 г. не был реализован.

В Зренянине (в те годы – Велики Бечкерек, Петровград) русские оборудовали свой храм Архангела Михаила в погребных помещениях здания бывшей турецкой тюрьмы, с низкими сводами и решетками на окнах.

Беженцам в Новом Бечее сербы уступили церковь Успения Пресвятые Богородицы из XVI в. (раньше в составе монастыря). После 200 лет запустения она была восстановлена. Русский архиепископ Харбинский и Манчжурский Нестор в 1935 г. сослужил литургию в этом храме, переполненном верующими. На него сильное впечатление оставили два набожных мальчика в алтаре: внук последнего председателя Государственной думы Михаила Родзянко (принудил императора Николая II отречься от престола) и правнук графа Льва Толстого (отлученного из лона Русской церкви).

Сараевская русская колония посещала Соборный православный храм, на постройку которого российский император Александр II в 1863 г. выделил значительные средства, а позднее они ходили в храм Св. Александра Невского, устроенный при Первом русском кадетском корпусе в Королевстве СХС (был размещен в городе, в бывших австро-венгерских казармах). После переселения этого учебного заведения в Белую Церковь, в 1933 г. русские в Сараево создали свой храм в помещении частного дома (ул. Деспича, 6).

В Битоле, в котором проживало около 500 русских, они сами построили деревянный барак - храм Св. Троицы, по почину отца Иоанна (Максимовича), впоследствии епископа Шанхайского (канонизированного в 1994 г.). Храм украшают иконы известного иконописца Ивана Юстиновича Мельникова.

Помимо двух белградских храмов и храма в Цриквенице, построенных в традиционном русском стиле, русские эмигранты в Королевстве Югославии построили еще два стильных храма, оба по проектам Андрея Павловича Шевцова – в Загребе и в банатской Белой Церкви.

 Русская часовня-памятник «Их императорским высочествам, императору Николаю II Мученнику, Его царской семье и с ними вместе убиенными» была освящена 4 ноября 1928 г. на русском участке загребского кладбища «Мирогой». На мраморных плитах, установленных на ее стенах, выбивались имена скончавшихся русских. Средства на сооружение часовни собрал вицеадмирал Федор Алексеевич Вяткин.

В городке Белая Церковь русские оказались в среде немцев, венгров, православных сербов и румын. В первые годы русский храм Св. Великомученника Георгия размещался в переоборудованном зале старого одноэтажного дома по улице Гете, д. 80. В этом храме 21 февраля 1927 г. молодой князь Дмитрий Алексеевич Шаховской (впоследствии – архиепископ Санфранцисский) был рукоположен в сан иеромонаха.  Любимый «пастырь душ», монах Иоанн в Белой Церкви преподавал Закон Божий, основал Пастырскую школу для будущих священнослужителей и русское Миссионерское книгоиздательство. По его ходатайству и при его личной материальной поддержке в 1932 г. здесь был построен стильный русский храм Св. Апостола Иоанна Богослова. Иконописцы – Иван Трофимов, Евгения Лукинская, резьба по дереву Петра Савченко. И сегодня в этом храме хранятся ценные иконы и простые семейные реликвии, собранные из расформированных здесь русских средних учебных заведений, старческого и инвалидного домов, или обнаруженные на квартирах скончавшихся русских.

В нашем обзоре не упомянуты все русские церковные приходы и храмы, не говорится о принужденном или природном угасании русской церковной жизни на просторах бывшей Югославии, о судьбах русских монахов, священников и прихожан. Однако, следы их пребывания и деятельности сохранены и обогащают культурную историю братских славянских стран.