Юрий Мазнев - По родному краю и вокруг света

Юрий Мазнев - По родному краю и вокруг света

Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа | Творчество

Рубрики


О себе

Клуб «Пилигрим»

Село Поим

Вокруг света

Россия

Европа

Сев. Америка

Австралия

Южн. Америка

Африка+

Средиземноморье

Непал + Индия

Монголия + Китай

Италия

Сербия + Черногория


Ссылки

Экипировка

Маршрутные схемы

Полезные советы


 

 

Путешествие вокруг света

ПЕРВЫЙ ЭТАП: РОССИЙСКИЙ

Владивосток - Пенза - Поим – Москва

 

14 мая, понедельник (21-й день)
Участок маршрута: ст. Магдагачи - пос. Талдан - ст. Гонжа (Амурский край).
Километраж: дневной - 90 (из них 17 пешком), всего - 2068.
Ходовое время - 8:30.
Дорожные и погодные условия: От Магдагачи путь идёт на северо-запад от станции к станции вдоль полотна Транссиба. Дорога отсыпана гравием. Облачно, холодно.

Продолжаю движение на запад - северо-запад. Стало ещё холоднее. На станции Талдан встретил мужчину по имени Сергей. Он отсидел 15 лет (ст. 93 - кража гос. имущества в крупных размерах) в колонии в поселке Теркей, расположенном в 800 км от Владивостока. Больше месяца движется то пешком, то на попутках на Запад. Едет и идёт в Донецк к матери. В день нашей встречи ему исполнилось 45 лет. В колонии начал читать библию, стал верующим.

Дорога ухудшилась, частые объезды из-за отсутствия мостов. 17 км идем с Сергеем пешком. Он много рассказывает о себе. Оказывается, он около года воевал в Афганистане, получил сквозное пулевое ранение. Награжден боевыми орденами.

Вернувшись домой, стал работать мастером на железной дороге. Не имея собственного дома, из шпал б/у сложил дом. За что и погорел. Не помогли ни ранение, ни награды.

21-Лесная стоянка

Лесная стоянка

Жена ушла от него, вернее не дождалась. Дочери сейчас 24 года.

Теперь думает жить, как подскажет Бог.

Что-то тронуло мою душу, и я решил не оставлять его в этот день. Ночевали в лесу у дороги в палатке. У него почти ничего нет, кроме спортивного костюма и буханки хлеба. Вместе приготовили ужин, поели и легли спать. Ночью несколько раз просыпался от холода.

 

15 мая, вторник (22-й день)
Участок маршрута: ст. Гонжа - ст. Ангарич - ст. Сковородино (Амурский край).
Километраж: дневной - 97, всего - 2165.
Ходовое время - 9:20.
Дорожные и погодные условия: Гравий. Солнце.

Утром продолжили путешествие. До базы Ангарич, примерно 25 км, нас подвезли дорожники на вахтовой машине. Ребята веселые, неунывающие. Повели в столовую, накормили, а после обеда я отправился дальше своим ходом.

Разбитая грунтовка с заполненными водой колдобинами проходит с левой стороны от железнодорожного полотна. Встретилась ремонтная дорожников. Немного поговорили, ответил на их вопросы, понаблюдал их слаженную ритмичную работу (замена шпал) в промежутках между проходящими поездами.

Вечером был уже на ст. Сковородино. Станция забита перегоняемыми японскими ав

22-2-Бригада ремонтников

Бригада ремонтников

томобилями. Очередь на грузовую платформу, где автомобили загоняют на платформы. А разгружают их через шестьсот с лишним километров на станции Зилово или в Чернышевске. Наблюдал погрузку леса в вагоны, немного осмотрел город и окрестности. Городок небольшой, расположен в верхнем течении реки Большой Невер, на левом склоне долины. Город особенный - находится в зоне вечной мерзлоты.

Ночь провёл на станции.

 

16 мая, среда (23-й день)
Участок маршрута: ст. Сковородино - ст. Уруша (Амурский край) - ст. Ерофей Павлович - ст. Амазар - ст. Могоча (Читинская обл.)
Пригородный поезд. От Сковородино до станции Зилово путь ведет на запад.
Погода: Холодно, солнце.

В 6:40 сел на пригородный поезд "Сковородино - Уруша". Одно название - поезд: электровоз, общий вагон и открытая платформа для перевозки рабочих. С них денег не берут. Я тоже сэкономил 25 руб. Проводница покачала головой, глядя на мой багаж, и согласилась взять в вагон. Остальные же безбилетники едут на платформе.

Закрепив тросиком велосипед на платформе, достал фотоаппарат и камеру. Наблюдая впереди и сзади серпантин дороги, снимал удивительные пейзажи этой лесистой местности с большими перепадами высот.

Ночью был дождь. А сейчас солнце, но холодно. Говорят, в Якутии выпал снег. Кстати, вчера в лесу я видел много нерастаявшего снега. Речки полноводны. Зеленеют лиственницы, трава. Другие деревья еще не распустились. А багульник цветет вовсю.

На остановке возле речки Большой Альдой сошли 2 водника. На лодке будут сплавляться около 10 дней. Водится рыба - хариус, таймень, ленок, щука.

На станции Уруше в вокзал с велосипедом не пустили. Зато в школе я познакомился с преподавателем ОБЖ Сергеем Васильевичем Ермихиным. Договорились с ним о возможности оставить в его классе велосипед до отхода поезда на станцию Ерофей Павлович.

Разговаривали с ним около часа. Оказалось, что около 10 лет он работал вместе с Алексютиным Михаилом Васильевичем в поселке Чалганы, вел занятия по туризму и краеведению. Алексютин окончил географический факультет Благовещенского пединститута (он с 1961 г.р.) и с 1990 г. в школе организовал уроки туризма с 1 по 11 класс по авторской программе. Их шеф - Чалганский каолиновый комбинат (посуда, плитка, картон) - помог приобрести туристское снаряжение. Алексютин без одной руки, но сам проводил многие походы и экспедиции: геологические - в Гонжу и Зею - разведка горных пород. Есть целая коллекция полированных камней; краеведческие - по изучению края, соглашений с Китаем; в Албазинскаую крепость - первое поселение русских на Амуре (120 км от пос. Чалганы); экологические - изучение влияния комбината и разреза на окружающую среду.

В 1987-1988гг. Алексютин с группой школьников ездил на конференцию в г. Балашов Саратовской обл.

С закрытием комбината прекратилась финансовая поддержка, сократилось количество учащихся, и Ермихину пришлось перейти в школу пос. Уруши.

Оставив велосипед в школе, я отправился на почту. Ожидавший окончания перерыва на телеграфе, житель станции Ерофей Павлович рассказал мне, что на перегоне от Уруши до его станции через реки Улатку и Б. Омутную нет мостов, и дорога не отсыпана. На перегоне ст. Магдагачи - ст. Чернышевская (область вечной мерзлоты), летом почва оттаивает только на 40 см, и на этом участке лучше не рисковать, а проехать по железной дороге.

Добравшись до станции Ерофей Павлович (последняя станция Амурской области), посетил вокзал, где висят большие картины местного художника (2,5 х 1,5 м) и описание заслуг Ерофея Павловича Хабарова. На одной из них - Хабаров с отрядом бородатых казаков, на другой - на стругах плывут по Амуру, на третьей - землепашцы в Сибири.

В описании приводятся следующие сведения. Хабаров - русский землепроходец и промышленник родом из деревни близ Устюга. В молодые годы ходил за Урал на промыслы, искал счастья на новых землях. В Якутске первым занялся хлебопашеством. С согласия воеводы, летом 1649 г. с 70 казаками отправился на Амур для "прииску новых землиц". Поднялся вверх по притоку Лены - Олекме на стругах, перезимовал в срубленных избах, а в начале 1650 г., переправив лодки волоком через Становой хребет, по реке Урке спустился в Амур (Даурия). Покорил местные улусы и города, заставил население платить ясак. Через воеводу отправил в Москву отчет и чертеж Даурской земли, который лег в основу составления карт Сибири.

Посланный с отрядом из Москвы чиновник встретился с Хабаровым в 1653 г. в устье реки Зеи, обвинил его в государственных преступлениях, арестовал и привез в Москву. Там его признали невиновным, наградили за заслуги перед русским государством и назначили управителем поселений на Лене.

Заслуга Ерофея Павловича состоит в том, что он первым прошел всё течение реки Амур, описал, как умел, природу, население, связи с народами Манчжурии и Китая, первым начал освоение и закрепление Амурского края русскими, основал ряд русских пограничных укреплений и каменных слобод. Он назвал реку Амуром.

В его честь назван поселок Хабаровка, основанный в 1858 г., а впоследствии преобразованный в город Хабаровск. Станция и поселок по имени и отчеству Ерофей Павлович были наименованы при основании их в 1909 г.

23-Вот и пришла весна

Вот и пришла весна

Следующие станции - Амазар на одноименной реке (приток Амура) и Могоча - находятся уже в Читинской области. Небольшой городок Могоча, расположенный в предгорьях Амазарского хребта у впадения реки Могоча в Амазар, - центр золотодобывающего района ("могоча" с эвенкийского - "золотое дно").

Ночёвка в деповском общежитии.

 

17 мая, четверг (24-й день)
Участок маршрута: ст. Могоча - ст. Зилово (Читинская обл.)
Пригородный поезд.
Погода: Холодно, снег.

Со станции Могочи в 7:10 отправляюсь дальше на открытой платформе. Холодно, пошёл снег. Еду вместе с новым знакомым Юрием. Он странник, бродяга. Постоянно меняет места пребывания. Ему 42 года, родом из села Пестово Новгородской области. Родителей нет. Где живут сестра с братом, не знает. Сейчас идет пешком или едет на товарных поездах из г. Свободного до Новосибирска. Там надеется получить через знакомых паспорт. Мой попутчик среднего роста, худощавый, говорит тихо, но от него исходит какая-то непонятная сила и убежденность.

Он православный христианин, хорошо разбирается в богословии, просто объясняет непонятные для меня места из Библии. Но больше всего меня поразила его проницательность. После нескольких часов общения Юрий безошибочно мог определить мои прошлые занятия, заблуждения, попытался укрепить меня духовно. В этот день он был моим покровителем и защитником, дважды защищал от разгулявшихся пьяных молодчиков.

Вечером на станции Зилово нам удалось устроиться на ночлег в поселковой средней школе. Поселок Аксеново-Зиловское находится на реке Белый Урюм. В советской истории Зилово известно как место гибели партизана Сергея Лазо. Японские интервенты сожгли его с товарищами в паровозной топке.

 

18 мая, пятница (25-й день)
Участок маршрута: ст. Зилово - пос. Чернышевск - с. Комсомольское (Читинская обл.)
Километраж: дневной - 100, всего - 2265.
Ходовое время - 8:30.
Дорожные и погодные условия: Путь лежит на юго-запад вдоль Транссиба. От Зилова до Чернышевска идет старая грунтовая дорога - зигзаги, подъёмы, спуски. От Чернышевска, где сгружают автомобили, начинается заметно ухоженный насыпной участок дороги. Дождь.

Утром прощаемся с Юрием. Он назвал свою фамилию - Коньшин. Поблагодарил за помощь, деньги (взял только 10 руб. на стиральный порошок). А я поблагодарил его за психологическую и духовную поддержку и пригласил в гости в Поим в сентябре или когда он сможет.

Выехал из Зилова на отсыпанный участок автотрассы, но он скоро закончился, и я продолжал путь по грунтовой дороге вдоль железнодорожного полотна. Она делает зигзаги, то ныряет вниз, то карабкается вверх. Старая дорога не отвечает никаким требованиям дорожного строительства. На ней уже погибли около 10 человек, что видно по расположенным вдоль дороги могилам с памятниками (колесо, руль и фотографии).

Она огибает склоны, поросшие березами, Одной полянкой среди берез я залюбовался, Большой пень, а вокруг него много-много цветов сон-травы - белых, синих, голубых. Остановился, снял на камеру, запечатлел на фото. Заодно сварил кофе.

Еду дальше. Впереди тормозит машина, вылезает крупный, солидный мужчина и просит разрешения пройти рядом со мной (я в это время пешком поднимался в гору) и задает множество вопросов: откуда, куда, цель, почему один, как защищаюсь от клещей, делал ли прививку, не было ли нападений и т.д. Терпеливо отвечаю и про клещей тоже. Прививок не делал, а осматриваюсь каждый день. И что официально свое путешествие не регистрировал, а не подсаживаюсь в машины принципиально, хочу полностью проехать маршрут на велосипеде, кроме одного участка: Сковородино - Зилово.

Второй его спутник, водитель, тоже недюжинной силы. Честно сказать, в первый момент я подумал, что не иначе, как сейчас будут грабить. Они видели, как я на поляне снимал видеокамерой. Но старший сказал спасибо, и они уехали.

Несколько минут спустя другой водитель забросал меня вопросами. Что ж, раз интересуется, значит не равнодушный человек.

В Чернышевск (на слиянии рек Агита и Амур) прибыл в 17 ч. Почта и школы закрыты. Делаю путевую отметку в поселковой администрации. Покупаю хлеб, бутылку кагора. Выезжаю в сторону Читы. Здесь дорога отсыпана давно, и её не раз уже ремонтировали.

У моста паренек лет 25 с сумками. Знакомлюсь. Бродячий сапожник Сергей, едет на Алтай. Его мать, когда ему было 7 лет, лишили родительских прав, а его, брата и сестру отдали в интернат. Старший брат сейчас проводником работает во Владивостоке, сестра вышла замуж в Зилово, и он их навещал, а заодно и подрабатывал. Веселый такой, неунывающий молодой человек. Подбивать, ремонтировать обувь сам научился у сапожника. Служил на Курилах. А теперь странствует. Любит менять места.

Сколько вот таких странников я уже встретил по пути. А ведь раньше и не догадывался, что есть такие люди. Им не нужны ни дом, ни работа, многие из них не имеют документов и избегают встреч с милицией. Эти бродяги - честные люди, они не воруют, почти не пьют спиртного. У них часто нет денег. Им не отказывают в куске хлеба, а чай могут приготовить на костре в любой консервной банке.

Их можно узнать по открытым лицам, по светлым добрым, чуть с хитринкой глазам, мягкому обращению. Они никогда не лезут в душу, не задают ненужных вопросов.

В последние дни бродяги постоянно оказывались рядом, как бы сменяя один другого. В сердце моем оставили какое-то щемящее чувство стыда, сострадания. Беззащитные существа. Может быть, кто-то из них и есть посланник от Бога. Незаметно приходят, тихо беседуют с тобой, и ты чувствуешь, что в чем-то прозрел, стало вдруг понятно то, над чем долго мучился.

И так я еду, думая, рассуждая сам с собой, не замечая дороги, встречных машин. Очнулся, когда пошел дождь. Он идет временами. В один из перерывов появляется громадная яркая дуга - радуга. Достаю фотоаппарат.

25-На березовой поляне

На березовой поляне

Вновь останавливается машина. Выходят двое мужчин и женщина, судя по лицам, - буряты. Поинтересовались, не нуждаюсь ли в чем. Посоветовали через 4-5 км остановиться в придорожном "трактире" у их родственника. Спасибо, добрые люди.

Темнеет быстро, а трактира не видно, останавливаюсь в посадке, под дождем ставлю палатку. Промок, холодно. Вот когда вино помогло. Согреваюсь и засыпаю.

 

19 мая, суббота (26-й день)
Участок маршрута: с. Комсомольское - пос. Березовка (Читинская обл.)
Километраж: дневной - 99, всего - 2364.
Ходовое время - 8 ч.
Дорожные и погодные условия: Путь лежит на запад в сторону Читы. Дорога просёлочная - грунтовая и насыпная - гравий. Заменил звёздочку и заднее колесо.

Выехал поздно. А вот и "Степной трактир" около чабанской стоянки. Стоянка - это несколько семей в деревянных домиках, хозяйственные постройки, загон для скота. Разводят племенных баранов, есть коровы, лошади. Трактир от совхоза. Его посещают перегонщики, которые, сгрузив автомобили в Чернышевске, гонят их на запад. Других посетителей мало. В трактире чисто, несколько столиков, умывальник, зеркало, цветы, карта. Рядом кухня. Готовят пельмени, бузы (бурятские пельмени), чай с сахаром, чай с молоком и др. Бузы готовят так же, как пельмени (тесто, мясо говяжье и свинина 1:1), но не в воде, а на пару. Внутри образуется вкусный сок. Едят их руками, они крупнее пельменей в 3-4 раза.

Хозяйка Нина расспросила, кто я и зачем в пути, а между тем приготовила яичницу, бузу, чай и пригласила к столу. Вместе, беседуя, мы и поели. Она рассказала, что кроме разведения баранов, они сеют пшеницу, овес, выращивают овощи, картофель. Денег почти не получают, совхоз расплачивается с ними продуктами.

Заезжали в трактир и иностранцы: японцы, австралиец, немцы, швед, некоторые хорошо разговаривают по-русски. В основном, на мотоциклах. Оставили на карте автографы, я к ним присоединился. Около трактира стоянка. Зашел посмотреть. Пахнет навозом. Заливается лаем маленькая собачонка.

Рассматриваю карту. От трактира 15 км до перекрестка. Одна дорога идет на Нерчинск, Шилку и далее на Читу. Я выбираю путь по строящейся магистрали напрямую, так как эта дорога ровнее, без больших перепадов и короче.

Около двух часов отдыхал я в трактире душой и телом. Общался с посетителями. И с легким сердцем отправился дальше.

26-В степном трактире

В степном трактире

Всё чаще и чаще срывается цепь со звёздочек. Цепь растянулась, да и зубья трещотки сносились. Заменяю и цепь, и заднее колесо полностью. Недаром вёз колесо более 2000 км. Теперь всё отлично. Но потерял 2 часа.

В 20 км от трассы находится Нерчинск, но уже поздно, всё закрыто, и делать там сейчас нечего. Около реки ребята разбирают удочки. Сегодня суббота. Подъезжаю к поселку Березовка. Около строящегося моста вижу вагончики и дорожную технику стройучастка. Пожалуй, здесь и переночую. Сторожа пьяны, но чаем напоили и место выделили.

 

20 мая, воскресенье (27-й день)
Участок маршрута: пос. Берёзовка - речка Талача - пос. Нарын Талача (Читинская обл.)
Километраж: дневной - 97, всего - 2461.
Ходовое время - 8:40.
Дорожные и погодные условия: Путь на запад. Дорога трудная, то проселочная, то насыпная - гравий. Сопки, перевалы. Солнце.

Поднялся рано и решил проехаться по пустынной дороге. На востоке заалело небо, скоро восход. В лесочках обширной степи поют птицы, даже кукушка "кукует". Останавливаюсь, достаю камеру и снимаю. Затем варю гречку и кофе. Показалось яркое солнце.

Дорога проходит то по просёлку, то по кускам автотрассы. Тяжёлая, трясучая. Поворот на посёлок Шилка. Показались сопки.

Местные жители говорят, что такой холодной зимы, как последняя (-50 С), давно не было. Весна затянулась. Обычно сев пшеницы заканчивали 9 мая, в этом же году только приступают, а уже 20 мая. Урчат трактора в поле, чаще стали встречаться домашние животные, небольшие стада коров.

Деревня Кал. Дорогу переходит молодой мужчина с букетом багульника и ветками лиственницы. Сейчас, говорит, поставлю в комнате, и всё преобразится.

Поднимаюсь постепенно на перевал, примерно 15 км вверх, а потом столько же вниз. На перевале остановился, достал камеру и попытался снять окружающие сопки, молодую поросль лиственницы. В этот день у меня было какое-то вдохновение. Снимал лес, заросли багульника, реку. И хотелось каждый раз развязывать рюкзак и снова его укладывать.

Справа увидел деревянный домик на полозьях, рядом - бородатый мужчина по имени Сергей. Останавливаюсь, разговорились. Лесовики заготовляли сосновые бревна, а теперь должны переезжать на новое место. Приглашает пить чай. В домике горит плита. Около часа мы беседуем, снова пьем чай с сухарями. Рассказывает, что в начале мая выпал снег по колено. Даёт толстую газету почитать, но, честное слово, читать мне не хочется, и политические новости не интересуют.

Еду дальше и размышляю. Мысли переносятся в детство, вспоминаю дедушку, лесные прогулки с ним, слушание соловьев.

Так незаметно подъехал к речке Талача. Быстрая, переливающаяся на перекатах, она притягивает к себе. Раздеваюсь и, фырча, моюсь по пояс. Вода холодная, мылкая. Вот я и чистый, можно с пыльной дороги переходить на асфальтированную. Подъехали три машины-иномарки, и водители последовали моему примеру.

Через 4 км начинается асфальт, ровненький, гладенький. Радость-то, какая, после кочек и пыли. Это за 138 км от Читы.

На 124 км поселок Нарын Талача, что по-бурятски означает Солнечная долина. А место и впрямь красивое. Ищу дом главы администрации, чтобы справиться о ночлеге. Оказался у строящегося здания. Рядом домик, а в окне мужчина рукой машет, мол, заходи.

Виктору, как и мне, стукнуло 60. В 1992 году он оставил дом в Таджикистане и приехал в Россию. К сыновьям, что живут во Владивостоке (пенсионер-подводник) и Хабаровском крае, не доехал. Случайно оказался здесь, и вот уже 3 года работает - зимой кочегаром, летом штукатуром, плотником. Прибился, как говорят. Оформили ему пенсию 500 руб. Но видно нет ему покоя - пьёт. Вот и сейчас в глубоком кризисе. Обрадовался, что я помогу ему принести воды, дров, приготовить ужин. Сам он - человек добрый, но забитый. С января у него нарывает локоть, а он терпит. В больницу обращался, там требуют медицинский полис.

Посоветовал ему обратиться к главе села, раз уж он его родственнику дом строить помогает. Да летом к сыновьям съездить, может и на душе легче станет.

27-Стадо в бурятской степи

27-2-Придорожная деревня

Стадо в бурятской степи

Придорожная деревня

 

21 мая, понедельник (28-й день)
Участок маршрута: пос. Нарын Талача (Читинская обл.) - Чита.
Километраж: дневной - 124, всего - 2585.
Ходовое время - 9:30.
Дорожные и погодные условия: Путь на Читу. Дорога хорошая, но трудная. Длинные подъемы и спуски, крутые повороты. Солнце, тепло.

После завтрака сделал путевую отметку в школе. Сегодня должен быть в Чите, до города 124 км.

Еду среди молодых лиственниц, березок. Щебечут птицы. Легкий ветерок. Деревья, склоны сопок, обочина дороги, - всё вокруг покрывается сочной зеленью. Солнце, голубое небо. Тепло. Вчера я впервые ехал в рубашке, до этого не снимал штормовку, а часто поддевал ещё и свитер.

Вот только теперь могу сказать, что наступила настоящая весна. Снова рассуждаю, что нужно сделать в Чите: встретиться с коллегами на областной станции юных туристов, проявить пленки и отпечатать фотографии, разослать их по адресам, купить газовый баллон к горелке, продукты. Отправить письмо, позвонить. Мысли перебивает кукушка, это же надо, живет за тысячи километров от нас, а кукует так же, точь-в-точь.

Дорога свободна. Сижу на обочине и пишу дневник. Местное время 11:15, дома значит - 5:15, наверно, все ещё спят. Характер пути таков: сначала долго поднимаешься вверх, потом быстро съезжаешь. И так повторяется постоянно. Например, 3 км подъем по 5% шкале, затем 1,5 км спуск по 7% склону и т.д.

Останавливаюсь на одной из верхних точек и обедаю.

Спуски опасны из-за крутых поворотов. Надо держаться поосторожней. Один из поворотов выходит на мост и надпись "Подвкинкорактуй". Спросить некого. Далее ручей Хинкарактуй, Сухариха, Кручина. Деревня Танха. Снова 11 км вверх, 7 км вниз.

В Читу въезжаю поздно вечером. Пока искал областную станцию юных туристов, совсем стемнело. На двери замок. Я обращаюсь за помощью к группе молодых людей, и один из них, Павел, студент медицинского института, ведет к себе домой. Видя мое затруднительное положение, мама Павла - Лидия Ивановна Огородникова поддержала сына и пригласила меня на ночёвку. Мы ужинаем вместе с Павлом, беседуем и укладываемся спать.

28-1-Уже настоящая весна

28-2-Добрый приют у Огородниковых

Уже настоящая весна

Добрый приют у Огородниковых

 

22 мая, вторник (29-й день)
Чита - днёвка

Утром я отправляюсь на областную станцию юных туристов, знакомлюсь с сотрудниками, директором. Он организовал 1,5-часовую встречу с коллективом станции, на которой я рассказал коллегам о Поиме, музее, Доме детского творчества и довольно подробно о деятельности клуба "Пилигрим". Было очень много вопросов. Затем устроили чаепитие и продолжили беседу. Теперь задавал вопросы и я.

Калашников Андрей предложил отпечатать фотографии (в мастерской он свой человек), а потом согласился переписать видеоматериалы с маленькой кассеты на большую. Другой сотрудник станции - Шуклин Федор Владимирович - пригласил к себе на ночёвку.

Решив все вопросы на СЮТ, я отправился в музей декабристов, филиал Читинского областного краеведческого музея.

Судьбы 85 декабристов связаны с Читой. Здесь им суждено было провести три с половиной года. Затем 72 из них перевели на каторгу в Петровский Завод, а 12 отправили на поселение в Сретенск, Нерчинск, Акшу и другие близлежащие поселения. Одиннадцать женщин разделили трагическую судьбу своих мужей, последовав за ними в добровольную ссылку. Они заботились об улучшении материального положения узников всего острога, переписывались с их родными.

В память о пребывании декабристов в Чите в 1985 году в Михайловско-Архангельком храме открылся музей. Здесь собраны документы, предметы быта, личные вещи, книги, картины.

После музея отправились с Федором в гости к его знакомым, собравшимся в квартире главного архитектора города - Агеева Н.Н. В этой компании мне пришлось подробно рассказать о своем путешествии, а затем комментировать путевые фотографии. Кроме хозяев, которые вскоре уехали на дачу, на этой встрече были их дочь Софья с сыном, ее подруги, дьякон Александр. Молодой священник принял от меня эстафету и повел разговор о добродетелях, а я с удовольствием переключился на явства, которых на столе было предостаточно.

Расходились поздно. Дьякон Александр благословил меня. Софья написала адреса своих знакомых в Иркутске и пригласила посетить Байкало-Ленский заповедник, где она работает. Их офис расположен в Иркутске.

29-1-Сотрудники Читинской СЮТ

29-2-Музей декабристов в Чите

Сотрудники Читинской СЮТ

Музей декабристов в Чите

29-3-Благословение на долгий путь

 

Благословение на долгий путь

 

 

23 мая, среда (30-й день)
Участок маршрута: Чита - Лесной городок - пос. Черемхово - оз. Бользой (Читинская обл.)
Километраж: дневной - 124, всего - 2709.
Ходовое время - 8:20.
Дорожные и погодные условия: Маршрут проходит южнее Транссиба в долине Ингоды на юго-запад. Дорога ровная. Тепло, солнце.

Встали в 7:30. Позавтракали. Приехали с дачи родители Софьи. Выпили чаю, побалагурили и ушли на работу. Соня проводила меня, Федора и Аню. На дорогу одарила медом и календариком с видом Байкала.

По улице Ленина еду к Андрею Калашникову за видеокассетами. Без труда нахожу его дом. А вот и он сам с женой. Вручает кассеты, обмениваемся адресами. Андрей - молодец. Вчера отпечатал 40 фотографий в мастерской, снял ксерокопии с атласа дорог по Читинской, Иркутской областям и Бурятии.

Еду по сравнительно ровной дороге 49 км. Табличка-указатель: до Читы - 45 км, до Иркутска - 1069. После несложных подсчетов, получается: от Читы до пос. Улеты - 124, до г. Хилок - 320, до Иркутска - 1114 км. Офицер на дороге, нач. клуба в/части. Приятный молодой человек. Расспрашивал о путешествии.

В поселке Лесной городок на улицах растут сосны. Красивая церквушка. Захотелось молока. Иду от дома к дому. Сидит мужчина у своего двора, маленькая собака вдруг бросается на меня, я отбиваюсь. Она вцепилась зубами в правую голень, а хозяин долго не может её отогнать. Выезжаю за околицу и делаю перевязку.

На отшибе стоят несколько домов. Стучусь в красивый особняк. Выходит хозяйка, знакомлюсь и высказываю свою просьбу. Через некоторое время Ольга Владимировна приносит 1,5 литра молока, вкусного и прохладного, и 4 блина. Усаживаюсь перед домом и вкушаю.

Прошу её с дочкой Таней сфотографироваться на память. Отец с сыном куда-то спешили на мотоцикле. У них в хозяйстве 8 коров. О.В. советует заехать в лесхоз поселка Улёты, там экологический центр, где готовят пожарных.

Ещё долго еду, вечер, темнеет, и я оказываюсь у большого озера Бользой. Улёты проскочил не заметив. На берегу костры. Подъезжаю к одному из них. Два мотоцикла с колясками. Около них сидят двое крепко выпивших мужчин. Еще двое в озере осматривают сети. Выходит первым Виктор, как потом выяснилось, с Ельца Липецкой области. Называет меня земляком. Здесь в Забайкалье служил, женился, а теперь живет. Напоил чаем. Я расстелил коврик, спальник у костра и уснул под звёздами.

30-1-Прощаемся у знака закладки Читы

30-2-Ночевка у озера Бользой

Прощаемся у знака закладки Читы

Ночевка у озера Бользой


Продолжение следует...

< пред. | 3 | дальше >

Дневник стр.:  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10 

О путешествии | Снаряжение | Дневник кратко | Маршрутные схемы

См. также:

1 этап (российский) – Владивосток – Чита – Красноярск – Екатеринбург - Москва

2 - (европейский) – Москва – Финляндия – Швеция – Дания – Германия - Нидерланды – Бельгия – Франция - Испания

3 - (североамериканский) – Бостон – Сан-Франциско

4 - (австралийский) – Брисбен - Перт

5 - (южноамериканский) – Перу – Боливия – Бразилия – Уругвай – Аргентина

6 – (африканско-средиземноморский) – Тунис – Египет – Иордания – Сирия – Ливан

7 – (непальско-индийский) – Катманду – базовый  лагерь Эвереста - Лумбини – долина Ганга - Дели

8 - (трансгималайский) - Монголия – Китай – Тибет - Алтай

9 – (средиземноморский) – Италия

10 – (средиземноморский) – Сербия - Черногория 


 

Главная | Сообщества | Города и веси | Вокруг света | Природа | Творчество