Юрий Мазнев - По родному краю и вокруг света
|
|||||||
Главная |
Сообщества | Города и веси | Вокруг
света | Природа | Творчество |
|||||||
Рубрики Вокруг света |
Путешествие вокруг света
ПЕРВЫЙ ЭТАП: РОССИЙСКИЙ
Владивосток
- Пенза - Поим – Москва
4 мая, пятница (11-й день) Сегодня отоспался
вволю. Позавтракав, оставил Васе книгу, немного продуктов и отправился
дальше. Дорога такая же, как вчера, или ещё хуже. Вместо гравия - щебёнка. В обед начался дождь. Первый с начала путешествия дорожный дождь. Закрываю велорюкзак, надеваю плащ и снова еду. В селе Двуречье делаю перекус в магазине. Продавец приготовила кофе по случаю знакомства с путешественником. Дети спрашивают, сколько мне платят за туризм. Другие хотели бы присоединиться ко мне, но учебный год еще не закончился. А дождь идет. Раскисла глина, скользко. Около дороги отец с
сыном торгуют кедровыми орехами. Разговорились о заготовке лесных плодов,
ягод, лекарственных трав. Он специалист по этой части, этим и живет. На кедры
лазает его сын на специальных кошках и затем сбивает шишки колотушкой. Самые
крупные шишки на верхних сучьях. Орехи стоят 50 руб. за Грязный, мокрый и уставший, я въехал в г. Облучье, последнее селение ЕАО. За ним начинается Амурская область. Все учреждения были закрыты, и я решил остановиться в гостинице, благо она оказалась дешёвой. Весь вечер сушился, приводил велосипед в порядок. Сходил за молоком к частникам, денег не взяли. Консультировался по поводу дальнейшей дороги в милиции, в администрации, у водителей. Никто толком не знает, какой путь короче, с лучшим покрытием, есть ли на реках паромы.
5 мая, суббота (12-й день) Поднялся рано и
занимался хозяйственными делами. Около часа делал гимнастику, помолился.
Позавтракал в номере. Сделал путевую отметку в администрации. Выехал в направлении
Благовещенска. Первые С перевалов открываются необыкновенные виды. Синие сопки, поросшие лесом, дорога, уходящая в небо. И ни души. Лишь изредка промчится машина. Сегодня пасмурно,
ветрено. Лес гудит. Над ним грозовые тучи, вот-вот пойдет дождь. Через На велорюкзак надеваю
чехол, на себя плащ. Ехать неудобно. Порывы ветра сбивают с велосипеда.
Ботинки наполнились водой. Дождь холодный, одолевает дрожь. В дорожное кафе
меня не пустили - перерыв. Так и доехал до реки Архара, где постучался в
вагончик мостостроителей и остался на ночевку, не дотянув Итак, проехав
У моста установлены разделительный знак и схема автомобильной дороги с указанием населенных пунктов. Весна по-настоящему еще не наступила. Листочки выпустила только ива. Очень холодно. Всего три градуса тепла. В вагончике тепло, уютно. Познакомился со сторожем - молодым парнем Николаем. Он трижды покормил меня супом из картошки с вермишелью (сказал, что другого варить не умеет), поил чаем с шиповником.
6 мая, воскресенье (13-й день) 5 часов утра. В
вагончике заговорил транзисторный приемник. Умываюсь и начинаю приводить в
порядок велосипед. Подтягиваю, смазываю, регулирую. Одежда высохла. Одеваюсь
потеплее. На улице начинается дождь. То ли ехать и снова вымокнуть, то ли
переждать. Пришли рабочие участка и мастер Александр. Работать в дождь невозможно, и мастер проставил всем часы как за оборудование бани. Баня действительно есть, но затопить ее вчера так и не смогли. Разговор зашел о том, как много рыбы и всякого зверья было в тайге раньше (медведи, кабаны, олени, косули, сайгаки), а сейчас, за какие-нибудь 20 лет, все хищнически уничтожили. За уссурийского тигра, вернее за его шкуру китайцы дают "джип". Лес, самые ценные породы (лиственница, кедр, дуб), тоже вырубается и какими-то частными компаниями вывозится за границу. Так они поговорили с час и отправились по домам. А я сделал видеосъемку моста, который строители долго ремонтируют (а построили его военные строители всего 15 лет назад) и на память сфотографировался с Николаем и Александром. Они помогли мне водрузить рюкзак и запасное заднее колесо на велосипед. Николай принес полбулки хлеба и ветку засушенного лимонника (для приготовления тонизирующего чая), я вручил ему три разных пакетных супа и остатки копченой рыбы. И мы распрощались. В конце концов, я выбрал дорогу на Новобурейск (короче и нет сопок). В полдень тронулся в путь. Проехал мост -
развилка: Архара влево, вправо другой населенный пункт, прямо - дорожный знак
"Въезд запрещен". Еду прямо - по разбитой асфальтированной дороге Начинается дождь, ветерок в лицо. И вот тут-то и ждут меня серьезные испытания. Асфальт сменяется вспученной от дождя щебеночно-глинистой насыпной дорогой. Колеса вязнут, дальше иду пешком. Вдруг дорога обрывается котлованом (прокладка труб для стока воды), единственный выход - переправа на следующий участок дороги. Грязь забивает колеса, и я не могу сдвинуть велосипед. Снимаю рюкзак и перетаскиваю отдельно на другую сторону котлована сначала его, а потом велосипед. Затем снимаю крылья и выковыриваю налипшую глину. На это уходит 15 мин. Двигаюсь дальше, и
через Еще Захожу, объясняюсь, и мне выделяют пустующий вагончик около бетонного завода, где я располагаюсь в тепле и уюте. Иду в родник за водой, выпрашиваю немного бензина (газовый баллон два дня как опустел) и готовлю на примусе "Огонек" ужин. В вагончике автономный обогрев, электрический тэн греет воду, и та по трубам циркулирует, быстро согревая комнату. Три кровати, стол - вот вся обстановка в ней. Развешиваю все промокшие вещи по трубам и укладываюсь спать. Сил больше нет. Ботинки, брюки, велосипед очищу от глины утром. 7 мая, понедельник (14-й день) Дни бегут быстро, их
просто не замечаешь. Дом где-то далеко, и надо сокращать это расстояние с
каждым днем хотя бы на 70- Часто думаю о близких и родных, как будто разговариваю с ними, даже выделил время для этого - 8 часов утра по московскому времени. Оно у меня выставлено в велокомпьютере и на фотоаппарате. Местное время смотрю по часам на руке. Разница во времени сократилась до 6 ч (здесь т.н. "амурское время"). Вчерашний день был очень трудным, но я отдохнул и чувствую себя бодро. С утра, как всегда, привел в порядок и себя, и свое хозяйство, помолился (кстати, вчера был день моего святого Георгия Победоносца). Принял решение -
продолжить путь по строящейся дороге. Это сократит маршрут примерно на Мост переходит женщина с букетиком цветов. Она рассказывает: "Ургульки (сон-трава) вылезают сразу из-под снега, а цветы первоцвета (барашки) вслед за ними. Последние употребляют как добавку к борщу наряду со щавелем и крапивой. Цветет также багульник. На огородах сажают картофель, тыквы, арбузы (огонек амурский), дыни, помидоры. На участках выращивают барбарис, жимолость, облепиху, сливу, смородину, даже виноград уссурийский, лимонник. По берегам реки Буреи растут лимонник, калина, черемша (дикий чеснок). Много полей, особенно по поймам рек, леса почти нет. На полях выращивают пшеницу, овёс, ячмень, гречиху, сою. По широкой полноводной Бурее (левый приток Амура) плывут льдины с верховий. Мост перехожу пешком и еду до перекрестка. Налево - путь на Новобурейск, прямо - знак "Въезд запрещен". Это меня не останавливает, и я пытаюсь ехать по песчаной насыпи. Удается с трудом, так как дорога только строится, а после дождей песок разбух, и колеса глубоко врезаются в него. Через Еще через Около высокого обрыва в лесу увидел двух здоровенных мужчин, что-то собирающих в сухой траве. Оказалось, дикий лук. Через некоторое время они уходят по автотрассе быстрым шагом. По их поведению, они похожи на "беглых": озираются, в разговор не вступают, при появлении машин уходят с трассы в лес. А я, по их примеру,
собрал пучок лука и поехал дальше. Вобщем, город произвел на меня удручающее впечатление; десятки домов стоят безжизненные, с пустыми глазницами, рядом технические зоны воинских частей с разбросанной техникой. Остановился на ночлег в пункте кабельных сетей, куда мне посоветовали обратиться их работники при следующих обстоятельствах. Километров за 18 перед Завитинском меня догнал автобус. Из него вышли 10 подвыпивших мужчин, окружили и стали расспрашивать, кто я такой. Так и познакомились - руководители районных пунктов кабельных сетей ездили хоронить своего начальника. Долго уговаривали сесть с ними в автобус, но безуспешно. Один из них все рвался в автобус за колбасой, чтобы накормить меня. В конце всего, я попросил помочь мне в поиске ночлега. Директор Завитинского пункта пообещал предупредить своего сторожа и сдержал свое слово.
Вечером к сторожу, как оказалось, моему одногодку и тезке, пришел внук Олег, с которым мы долго беседовали о туризме. Его заинтересовали журнальные статьи о нашем клубе, селе, Пензенском крае, и он долго их читал. Утром руководители участков заходили в комнату дежурного, проявили интерес к моим делам, пожелали доброго пути. 8 мая, вторник (15-й день) На Белогорск ведет
хорошая асфальтированная дорога по открытой местности. Еду со скоростью 18-20
км/час. Погода, как и вчера, пасмурная, иногда идет мелкий дождь. Но ветерок
постоянно дует в спину. Проголодавшись, остановился, перекусил и на полчасика
задремал сидя, привалившись к велорюкзаку, предварительно привязав велосипед
к себе. Просыпаюсь. Пошел дождь и ветер переменил направление.
Приближаюсь к Белогорску, второму по
величине городу в Приамурье, второму после Благовещенска. Здесь от Транссиба
отходит стальной путь на юг, к Амуру и Благовещенску. Расположен он на берегу
реки Томь. Приехал в город после 19 часов. Почта закрыта (хотел получить
газету с моим интервью в хабаровском "Молодом дальневосточнике"),
гостиница дорогая. Надо выбираться из города, чтобы не застрять здесь. До автотрассы
9 мая, среда (16-й день) Этот праздничный день
застал меня в небольшом поселке Серышеве. Утром поздравил дежурную гостиницы Леонидовну с Днем победы. Позавтракал и вышел на улицу. Прямо перед гостиницей собрался народ с разноцветными шарами на демонстрацию, вернее на митинг. Подошли военные в парадной форме (летчики). Рядом, у монумента погибшим, стал караул мальчиков и девочек. Зазвучала команда "становись" и митинг начался. А я тем временем сдал
номер, уложил рюкзак на велосипед и отправился на паромную переправу через
Зею (крупный левый приток Амура), чтобы попасть в город Свободный. В селении
Введёнове местные жители "обрадовали", что паром не работает.
Посоветовали выехать на автотрассу и по мосту через Зею двигаться дальше. На
это ушло полдня ( Выехал на федеральную
автотрассу в районе моста. Река Зея широкая (около Через Семья Колеватых. Игорь (35 лет) с Ириной приехали в деревню в девяносто седьмом из г. Нерюнгри (Якутия). Ирина работает в больнице, Игорь - кем придется. Здесь занялись хозяйством. На лето приехал отец. В Однако я отвлекся. Гостеприимные хозяева предложили умыться с дороги и вместе с ними поужинать. Нехитрый стол: жареный картофель, консервированный салат из банки собственного приготовления, соленые огурцы, хлеб, самогон. К этому я добавил бутылку вина, шоколад. И пир горой. Выпили за знакомство, за Победу, за тех, кто на вахте и гауптвахте. Рассказывали друг другу, как у них и как у нас. Затем прокрутили отснятые видеоматериалы. Легли спать во втором часу ночи. 10 мая, четверг (17-й день) Утром чай, завтрак.
Сын - в школу, Игорь - по делам. А я постирал две футболки, рубашку, спортивные
брюки. День начался солнечный, теплый. Сохнет быстро. Одеваю рубашку,
остальное развешиваю на запасное колесо, пристегиваю резиновым жгутом, и вот
я готов в путь. Тепло прощаюсь с Леонидом Иосифовичем (отец Игоря) и Ириной. Обещаю прислать из Читы фотографии. В кармане рюкзака
обнаружил бутылку с остатками молока. Достаю - и глазам своим не верю. Сверху
плавают белые комочки. Пробую - сливочное масло. Так, за день бултыхания в
рюкзаке сбилось настоящее масло. Молоко мне продали в придорожной деревне вчера
( Итак, еду я по лесу. Кругом сосны, лиственницы, березы. Асфальт. Тишина, умиротворение, только при проезде мостиков слышен говор маленьких речушек. У реки Юхны остановился посмотреть, как промывают золото, Срывают верхний слой, а затем идет драга самоходная. Еду довольно быстро, но "горки" заставляют сходить с велосипеда и вести его рядом. В Шимановске долго искал городскую станцию юных туристов (СЮТ). Все уже ушли домой. На мое счастье, начальник отдела туризма Меньшиков Александр Анатольевич привез на станцию снаряжение, и мы встретились. Он разместил меня, познакомил с кочегаром и сторожем, а сам умчался домой, пообещав утром проводить меня до "федералки". Ужин приготовил в кочегарке на плитке, затем вымыл голову и улёгся спать. 11 мая, пятница (18-й день) К 8 часам я
позавтракал и собрал рюкзак. Пришел Александр и подробно проконсультировал меня о дороге, близлежащих населенных пунктах, дал адреса товарищей, к которым по дороге можно обратиться. Подошли сотрудники станции и гуманитарного института, попросили немного рассказать о путешествиях с детьми, оставить автограф на ксерокопиях статьи в журнале. Александр подарил на память значок города Шимановска и отполированный кусочек местного агата. Затем проводил меня до трассы. Полотно новой
автомагистрали "Амур" отсыпано и прикатано, но сверху много подвижной
мелкой щебенки. Ехать быстро невозможно - того и гляди поскользнешься. Ширина
- до Встречных и попутных машин мало, Но если уж кто проедет, то обдает такими клубами пыли, что ничего не видно. Как всегда, в 11 ч остановился попить чая, проветрить ноги, сделать запись в дневнике. Погода солнечная. Небольшой ветер в лицо. Дорога становится всё труднее. Крупная, с острыми краями щебенка, при наезде камешки отскакивают, как пули, или наоборот заднее колесо отбрасывается в сторону. В 15 ч обедаю. Жарко, до 30 градусов. Одновременно чиню рюкзак, который трещит по всем швам. Дыру на кармане заделываю куском ткани с надписью "Владивосток - Пенза". Очевидно, надпись привлекает внимание. Проезжающий мимо водитель остановился, расспросил о цели поездки, угостил чаем. Гудком попрощался и помчался дальше. На Сижу с ребятами ещё часа два. Слушаю про рыбу ротан, которая зимует, вмерзнув в лед, а весной оживает, про вырубки сосны китайцами, о вечной мерзлоте. Даже не верится, что летом при 40-градусной жаре утром на болотах можно увидеть лед. Мох как бы предохраняет от таяния, и земля никогда не оттаивает. Строят они давно, но дела идут всё хуже и хуже. Москва урезает деньги. Автомагистраль запланировали сдать в 2005 году, но асфальт до сих пор не начинали укладывать. Зарплата снизилась до 1500 вместо 7000 руб., как раньше. В Москве жируют, а мы здесь концы с концами сводим,- говорят рабочие. Вскоре пришел подвыпивший мастер (встречался с родственниками) и стал расспрашивать, Говорит, что в этом году я первый путешественник. А в прошлом были всякие: и француз, и японец, и чех. Заснули поздно. 12 мая, суббота (19-й день) Мужики спят. Я
потихонечку пробрался на кухню и приготовил завтрак. Также тихо вынес свое
снаряжение и приготовился в путь. До поселка Сиваки У
"федералки" тупик, сворачиваю на Сиваки. Дорога только что засыпана
острой щебёнкой. В Сиваках впервые встречается указатель "Домашний обед". Есть ещё не хочется, но для интереса захожу. Четырехлетняя Катя идет за бабушкой Раей и меня приглашают в дом. На стол накрывают: творог со сметаной, борщ мясной, картофель с речным окунем, чай. Всё очень вкусно. Хозяйка брать деньги отказалась. Паломников она кормит бесплатно. Фотографируемся с Катей и бабушкой. Прощаемся. Еду дальше. Весна, наконец, догнала меня. Сегодня тепло. Кусты и деревья покрываются нежной зеленью. Зацвела черемуха. У дороги пробивается травка. Люди все на огородах. Посадки идут полным ходом. По дороге встретилась речка Ольга, приток Зеи, впадающей в Амур. Так что моя младшая дочь Ольга тоже имеет отношение к Тихому океану. Дорога становится чуть лучше. Теперь она
идет параллельно Транссибу (в 13 мая, воскресенье (20-й день) Дорога идет вдоль
полотна железной дороги. Снова похолодало. Перегоняемые автомашины идут до
поселка Магдагачи, где грузятся на платформы. Некоторые едут до Сковородино.
Это последний пункт перегонки. Дальше автодорога кончается, идет отсыпка
насыпи. Ширина дороги 5- Часто останавливаюсь, отряхиваюсь от пыли. К 17 ч добираюсь до станции Магдагачи. Ночёвка на вокзале. Интересна одна из версий происхождения этого неожиданного названия. Она основана на нанайской легенде (Магда - девушка, гати - болото). По этой легенде будто бы на месте нынешнего поселка жила семья нанайцев. Семья вымерла, и осталась жить среди болота одна девушка. Однако это только предположение. Скорее всего, Магдагачи, в переводе с эвенкийского, - место, где лежат старые, отмершие деревья. Дневник
стр.: 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 О путешествии
| Снаряжение
| Дневник кратко
| Маршрутные схемы См. также: 1
этап (российский) – Владивосток – Чита –
Красноярск – Екатеринбург - Москва 2 -
(европейский) – Москва – Финляндия
– Швеция – Дания – Германия - Нидерланды – Бельгия – Франция - Испания 3 -
(североамериканский) – Бостон –
Сан-Франциско 4 -
(австралийский) – Брисбен - Перт
5 -
(южноамериканский) – Перу – Боливия –
Бразилия – Уругвай – Аргентина 6 – (африканско-средиземноморский) – Тунис – Египет – Иордания – Сирия – Ливан 7 –
(непальско-индийский) – Катманду –
базовый лагерь Эвереста - Лумбини –
долина Ганга - Дели 8 -
(трансгималайский) - Монголия – Китай –
Тибет - Алтай 9 –
(средиземноморский) – Италия 10
– (средиземноморский) – Сербия -
Черногория |
||||||
Главная |
Сообщества | Города и веси | Вокруг
света | Природа | Творчество |